Большой гид по подбору двигателя на мотоблок/культиватор

15.11.2019

На самом деле, тема достаточно актуальная и требует досконального анализа. Я решил поделиться с вами своими знаниями и объяснить по какому принципу стоит выбирать мотоблок, так как эта вещь, при всей насыщенности рынка достаточно индивидуальная.

Чем отличается мотоблок от культиватора?

Культиватор — это силовой агрегат, предназначенный для обработки почвы фрезами. Культивирование почвы, одна из самых сложных и важных работа на обрабатываемом участке. Раньше мы брали в руки лопату и вскапывали землю, далее формировали грядки и садили на них различные культуры. Потом появились в СССР мотоблоки, однако, они оказались слишком тяжелыми и громоздкими, да и цена прилично кусалась. Поэтому было принято решение удешевить конструкцию, выкинуть все лишнее: колеса, систему отбора мощности, заменить раму и создать машину которая была бы компактнее, маневреннее, легче и выполняла самую главную задачу – культивирование почвы. Основные элементы культиватора: рама (не всегда), редуктор, двигатель, сцепление. При том на культиваторы, как правило, ставили червячный редуктор, на котором нельзя было даже пользоваться плугом, иначе редуктор просто бы развалился. Однако время двигалось вперед, и сегодня мы находимся в 21-м веке. Заводы, которые работали в СССР остались приверженцами тех же самых идей и концепции, культиватор должен быть компактный, легкий и недорогой. По своей сути он должен удовлетворять требования потребителя с дачным участком до 6 соток, где обрабатывается не более 4-5 соток земли.

ПАО «Кадви» выпускает мотокультиватор Садовник ТТ и «Авангард» АМБ-1М5.

ЗАО «Красный Октябрь» мотокультиваторы серии МК70, МК80, МК100Р, МК200

Гагаринский Машиностроительный Завод — Мобил К МКМ

выпускает мотокультиваторы серии МК

Это профессиональные машины мощностью 5.5-6.5 л.с., с качественными редукторами, массой от 35 до 65 кг. и настроены таким образом чтобы ваши руки и спина не страдали во время работы. Как правило, для минимизации стоимости — идут без колес.

Однако китайская техника, которая хлынула не только на рынок Беларуси, но и на рынки России и Украины, внесла свои определенные коррективы.

И вот тут началась совсем ПУТАНИЦА.

На рынок начали завозить культиваторы с колесами и называть данную технику мотоблок. Масса таких агрегатов составляет 120-170 кг., двигателя безымянного производства мощностью 10-18,5 л.с., огромные колеса, при этом качество редукторов, порошкового металла и остальных элементов оставляет желать лучшего. Однако красивые картинки и мощные технические характеристики призывали потребителя отдавать деньги за культиватор с именем мотоблок, весом в 150 кг., который совершенно не функционален и не имеет никакого смысла. Китайский культиватор очень легко отличить от качественного мотоблока — оси в китайской технике шестигранные, в мотоблоках промышленного масштаба круглые. Почему китайские культиваторы перешли на шестигранные? Потому что массивные колеса + тяжелый вес мотоблока выгибал круглые оси, им пришлось изменить конструкцию и внедрить шестигранник. В итоге проблему удалось решить, но с условием, что техника будет работать в щадящих условиях. Редукторы за год либо два начинают давать трещины, рама, если она конечно присутствует (иногда все элементы крепятся на редуктор, что в свою очередь приводит к постоянным вибрациям и разрушению и так сомнительного по качеству редуктора), начинает рассыпаться из-за порошка, который используется. В общем и целом, за красивыми фотографиями и завышенными техническими характеристиками за этими культиваторами ничего больше не стоит. Яркими примера таких производителей являются: Asilak, Stark, Shtenli, Fermer.

Логика: и так, надо найти логическое объяснение где и как можно использовать тот или иной культиватор. Пока речь не о мотоблоках. Только о культиваторе.

1. Если у вас 4-6 соток обработки земли, вас интересует только работа с фрезами, надо брать качественные, легкие, продуманные и надежные культиваторы.

Преимущества: отсутствие нагрузки на спину, идеальная балансировка для работы с фрезами, качественные комплектующие, фирменные двигателя, низкая цена. Практически любой культиватор можно оснастить грунтозацепами и работать с плугом, окучником.

Недостатки: нельзя перевозить грузы, невозможно использовать активное навесное оборудование (косилки, сажалки, копалки, дровокол, кустодробилки, кормодробилки и т.д.)

2. Если у вас участок 6-20 соток. Ваши задачи так же ограничены работой с фрезами, плугом, окучником можно рассматривать культиваторы китайского производства с большой массой.

Преимущества: высокая масса, большой захват фрез, можно использовать с прицепом для перевозки грузов.

Недостатки: очень низкое качество (формально, покупка такого культиватора позволит вам отработать 2-3 года, после этого он фактически развалится), очень высокая цена (стоимость культиваторы колеблется от 900 до 2000 рублей, за такую сумму можно взять высококачественный мотоблок), не ремонтопригодность, невозможно использовать активное навесное оборудование (косилки, сажалки, копалки, дровокол, кустодробилки, кормодробилки и т.д.)

ВЫВОД: независимо от того, какой вы смотрите культиватор, отечественный либо китайский, тяжелый или легкий, без колес, либо с огромными колесами, в отличие от МОТОБЛОКА он не будет иметь механизма отбора мощности для агрегатирования активного навесного оборудования. Это и есть самое существенно отличие культиватора от мотоблока.

Таблица возможностей мотоблоков и культиваторов.

Бренд тип Двигатель Оптимальный участок ВОМ Пассивное навесное оборудование Активное навесное оборудование Надежность
Shtenli кутиватор копия до 20 соток не функционален + **
Stark кутиватор копия до 20 соток нет + ***
Fermer кутиватор копия до 20 соток не функционален + ***
Asilak кутиватор копия до 20 соток нет + ***
АГАТ мотоблок оригинал до 40 соток ремень + + *****
УГРА мотоблок оригинал до 50 соток есть + + *****
ОКА мотоблок оригинал до 50 соток ремень + + *****
НЕВА мотоблок оригинал до 50 соток ремень + + *****
Мобил К мотоблок оригинал до 50 соток ремень + + *****
Авангард мотоблок оригинал до 30 соток ремень + + *****
Целина мотоблок оригинал до 40 соток ремень + + ****
Беларус мотоблок оригинал до 3 гектаров есть + + ****
Grasshopper мотоблок оригинал до 3 гектаров есть + + *****
Мобил К G мотоблок оригинал до 3 гектаров есть + + *****
Мотор Сич мотоблок оригинал до 3 гектаров есть + + ****

Мотоблок – это более функциональная машина. Она способна не только обрабатывать почву фрезами, перевозить грузы и работать с плугом, окучниками, а также способна работать с активным навесным оборудованием за счет механизма отбора мощности.

ВОМ или Ремень

Пассивное навесное оборудование. Это механизмы, которые крепятся к сцепному устройству мотоблока и выполняют работы за счет движения мотоблока: плуг, окучник, двойной окучник, картофелевыкапыватель, борона, рыхлители, в редких случаях пассивная картофелесажалка и картофелекопалка (привод которых осуществляется непосредственно от собственных колес)

Активное навесное оборудование. Это зависимые от привода мотоблока агрегаты, которые за счет ременной передачи, либо ВОМ (вал отбора мощности) приводят устройство в движение. К ним относятся: роторная косилка, картофелесажалка, картофелекопалка, кустодробилка, кормодробилка, снегоуборщик, дровокол, циркулярная пила, водяной насос, помпа и т.д.

Возможности мотоблока при наличии ВОМ либо клиноременной передачи.

Клиноременная передача. В ременных мотоблоках, для использования активного навесного оборудования используется так называемся клиноременная передача. Шкив мотоблока через ремень передает крутящий момент на шкив активного навесного оборудования и приводит его в движение. В свою очередь, в зависимости от навесного оборудования, вращающийся шкив задействует механизмы и происходит работа активной навески.

ВОМ. Вал отбора мощности, это вал, который напрямую выходит из мотоблока, имеет шлицы, вращается непосредственно при активации ВОМ. На сам вал отбора мощности, крепится входное отверстие активного навесного оборудования, ВОМ вращается — активное навесное оборудование приходит в действие.

Агрегатирование через ВОМ либо РЕМЕНЬ.

Отличие ВОМ от клиноременной передачи — это прямое взаимодействие с механизмом навесного оборудования, отсутствие ремней, которые изнашиваются, перекручиваются, рвутся, так же отсутствие проскальзывания и потери крутящего момента при взаимодействии с навесным оборудованием.

Как правило, мотоблоки с ВОМ покупают потребители, когда участок имеет сложный рельеф и очень тяжелый грунт. Мотоблоки с ВОМ способны работать на тяжелых участках и без труда обрабатывать целину.

Ременные в свою очередь более привередливы и не предназначены работать в жестких условиях.

Быстрый переход

Культиватор
Крот

Тарпан

Другой современный культиватор с горизонтальным валом

Мотоблок

Нева

С иностранным двигателем (Lifan, Subaru, Briggs & Stratton, Kasei)

С российским (советским) двигателем

Каскад

С иностранным двигателем (Briggs & Stratton, Honda, Lifan) — тоже самое как у Невы с иностранным двигателем

С российским (советским) двигателем — тоже самое как у Невы с отечественным двигателем

Луч с российским (советским) двигателем — тоже самое как у Невы с отечественным двигателем

Ока с иностранным двигателем (Lifan, Robin Subaru, Honda, Briggs & Stratton) — тоже самое как у Невы с иностранным двигателем

Урал

МТЗ (советский двигатель)

Агро (Агрос)

Другой современный мотоблок

Ременное сцепление (цепной редуктор)

Дисковое сцепление (шестеренчатый редуктор)

Мотоблок бензиновый COUNTRY 1400 MULTI-SHIFT 13 л.с.

​Фото: https://beru.ru

Сельскохозяйственная машина, предназначенная для приведения в порядок участков с большой площадью, включая целинные земли. Крупные колеса обеспечивают хорошую проходимость. Прорезиненные ручки делают работу более комфортной. Модель снабжена двигателем с высокой мощностью. За счет этого можно использовать дополнительное оборудование. Например, плуг, прицеп, снегоуборщик.

Мотоблок бензиновый COUNTRY 1400 MULTI-SHIFT 13 л.с.

Достоинства:

  • быстрый разгон до максимальной скорости
  • мощная тяга
  • хороший хват
  • качественные материалы
  • наличие дифференциалов

Недостатки:

  • шумная работа

Выбор двигателя на культиватор

В отличие от мотоблоков, которые могут использоваться вместе с активной навеской — мотокультиваторы используются только для культивации земли. Обычно у них нет колес.

Двигатель на мотокультиватор Крот

Мотокультиватор Крот выпускался в СССР, но теперь ни сам культиватор Крот, ни двигатели на него не производятся. Но это не проблема.

Для Крота вам будет нужен:

  1. Современный двигатель по типу Лифан/Хонда с валом 19.05 или 20 мм
  2. Специальный новый шкив для Крота под вал нового двигателя (для 19.05 мм и для 20 мм)
  3. Новый ремень А750

Ответы на распространенные вопросы:

  1. Какой мощности брать новый двигатель? Вам подойдет двигатель до 8 лс с 19.05 или 20 мм валом. Но мы бы советовали остановиться на 6.5 лс, мощнее — не нужно.
  2. А старый шкив не подойдет? Нет, он был под другой диаметр вала.
  3. Почему шкив двухручейковый? Есть модели Крота с задней скоростью, поэтому специальные шкивы для Крота всегда делаются на 2 ручья.
  4. Хочу взять двигатель на 3 или 4 лс. Двигатели на 3 или 4 лс существуют в природе, но являются нестандартными. А поэтому будут стоить дороже широко распространенных 6.5 лошадных двигателей. Лучше возьмите на 6.5 лс.

Советы:

  1. Лучше берите сразу 4-6 ремней. Они стоят дешево, но продаются не в каждом магазине.
  2. На ютубе много инструкций по переделке Крота на новый двигатель. Например, вот и вот.

Применение

Для дачи или деревни для обработки земельного участка

Что бы определиться, какой лучше купить мотоблок для дачи необходимо в первую очередь определиться, какой именно объем работы он должен выполнять и сколько на это должно уйти времени. Поскольку дача, в большинстве случаев, это место для сезонных работ, а не постоянное место жительства, то и мотоблок нужен соответствующий.

Для дачи, при которой есть небольшой участок до 15 соток, прекрасно подойдет легкий мотоблок мощностью около 3-4 лошадиных силы и весом около 70 килограмм. Такая техника как мотоблоки Хускварна, Карвер, Техас, Кайман удобны, в первую очередь своими размерами – его можно разместить где угодно, ведь он не занимает много места.

Легкий

Расход топлива у легкого мотоблока очень низкий, не зависимо от нагрузки. Количество необходимого навесного оборудования для такой техники минимально, поскольку такие мотоблоки не предназначены для работ с тяжелыми грунтами и глубокой обработки земли.

Но они прекрасно подходят для использования в качестве снегоуборщика или привода для молотилки – в случае необходимости его можно подключить к этим устройствам с помощью редуктора и ременной передачи.

Мощности, которую развивает двигатель вполне достаточно для того что бы перемолоть зерно и даже корнеплоды, а благодаря малому расходу топлива, такой привод обходится не на много дороже, чем электромотор.

Также, дачный вариант может быть не самым дорогим изделием, поскольку его использование не подразумевает больших нагрузок, или регулярного использования каждый день.

Таким образом, ресурс двигателя будет расходоваться постепенно, а пик работы будет приходиться всего несколько раз в год, во время обработки участка перед посевом урожая и после его сбора.

Мощный мотоплуг для дома и обработки огорода

Что же касается вопроса, какой лучше купить мотоблок для дома, здесь ситуация немного иная. Для домашнего хозяйства применение мотоблока становится основной задачей. Работа, которую можно выполнить с его помощью появляется практически каждый день. Здесь можно порекомендовать мотоблок Пахарь, Луч, Нива, Салют.

Поэтому, обойтись только легким мотоблоком может быть сложно – необходимость в перевозке грузов, обработка земельного участка большой площади и прочие, не столь важные функции требуют большого ресурса двигателя, мощности и веса. Кроме того здесь также важен и размер аппарата – ширина его захвата.

У средних мотоблоков мощность в среднем 4-5 лошадиных сил, и ширина захвата 80 сантиметров.

Средний

Такие характеристики позволяют без особых проблем и потери времени обработать участок в 20-30 соток за достаточно короткое время. Также, мотоблок, обладающий такими характеристиками, можно без особых трудностей дополнить прицепом.

Его грузоподъемности будет достаточно для того, что бы доставлять объемные грузы и грузы весом до 500 килограмм на большие расстояния, хоть и с небольшой, но стабильной скоростью.

Также, средние мотоблоки комплектуются большим количеством навесного оборудования, которое делает его более универсальным, чем легкие мотоблоки.

К тому же, после утяжеления они способны выполнять работу, сравнимую с тяжелыми мотоблоками, хоть и с меньшей продуктивностью.

Хоть и конструкция средних мотоблоков обычно не слишком сложная, особенно у отечественных производителей, их ресурс не намного больше, чем у легких мотоблоков, поскольку очень часто двигатели являются модификациями более «слабых» моделей.

Хотя это тоже, своеобразный плюс – их детали прекрасно подходят друг другу, иногда даже не сильно различаясь в цене.

Как выбирать надежный для целины

Ответ на вопрос, «какой мотоблок лучше для целины?» однозначен – только тяжелый мотоблок. Два предыдущих типа мотоблоков просто не в состоянии справиться с таким фронтом работ, который возникает при обработке целинных земель.

Тяжелые мотоблоки обычно имеют вес около 150 килограмм и мощность в 10 лошадиных сил, хотя встречаются модели, которые имеют как большую, так и меньшую мощность.

Такая техника способна обработать практически любую почву, не зависимо от того, насколько она тяжела и вязка. К ним можно отнести мотобоки Патриот, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза, Садко, Дон, Хутер, Профи, Чемпион, Лифан. К тому же, ширина захвата тяжелых мотоблоков может быть больше, чем 90 сантиметров, что позволяет достаточно быстро обрабатывать большие площади земли – до одного гектара, за короткое время.

Такие мотоблоки наиболее часто используют в качестве грузового транспорта, поскольку с их помощью можно перевозить большие грузы, не сильно перегружая двигатель.

Также, они прекрасно подходят для модификации в минитрактор – благодаря большому размеру корпуса и удобной системе управления, которую с рычагов не сложно переделать под руль, а мощный двигатель легко приводит в движение дополнительную ось, не теряя при этом в продуктивности.

Тяжелый

Что касается навесного оборудования, то подобные модели оснащаются практически всем необходимым, для проведения полевых работ любого типа и в любых условиях. К тому же к ним можно изготовить все недостающие детали и части, например – грунтозацепы.

Эти металлические колеса, со специальными лопастями, которые позволяют мотоблоку «поднимать» сбитую плотную и очень сухую землю без остановок и лишнего маневрирования. При этом, вся работа производится только за счет двигателя и веса, без необходимости брать мотоблок на буксир.

Ресурс привода у тяжелых мотоблоков также намного больше, чем у менее мощных типов, поскольку из-за большой стоимости этой техники для ее изготовления применяются только надежные материалы с большой прочностью и износостойкостью.

Двигатель на мотокультиватор Тарпан

Культиватор Тарпан производится уже более 20 лет. Самая распространенная вариация — Тарпан-03 с двигателем Briggs&Stratton, но встречаются и варианты с дешевыми двигателями (Champion, Weima). Необычной конструктивной особенностью Тарпана является вертикальный двигатель, как у газонокосилок.

К сожалению вертикальные двигатели значительно меньше распространены, чем горизонтальные и стоят дороже.

Если у вас Тарпан-03 с двигателем Briggs&Stratton, то вам нужен двигатель с 22 мм валом с длинной вала 71 мм (длинной от юбки — 51 мм):

  1. Двигатель Loncin LC1P70FA (5 лс) встанет без переделок
  2. Для двигателя Lifan 1P70FV-B (6 лс) придется немного подрезать вал

Если у вас мотокультиватор Тарпан другой модели или с другим двигателем, то:

  1. Вам нужно будет измерить длину вала и диаметр старого двигателя. Диаметр будет или 22 или 25.4 мм.
  2. Подобрать двигатель с аналогичными параметрами вот по этой ссылке

Ответы на распространенные вопросы:

  1. А что так дорого? Вертикальные двигатели у всех производителей стоят примерно в 2 раза дороже горизонтальных аналогичной мощности. Мы ничего не можем с этим поделать.

Преимущества и недостатки механической пашки

Применение мотоблока при вспашке и выравнивании участка имеет ряд неоспоримых преимуществ перед ручной обработкой.

  • Использование агрегата позволяет выполнить работу с особым качеством, в короткие сроки и с минимумом трудозатрат.
  • Благодаря многофункциональности мотоблоков существует возможность проведения ещё нескольких сельскохозяйственных процедур, таких как рыхление почвы, удаление сорняков и внесение удобрений.
  • При механизированной вспашке глубина борозд получается заметно больше, нежели при ручном вскапывании с помощью лопаты. Кроме того, почва обрабатывается более равномерно, из-за чего её общее состояние заметно улучшается. Это обусловлено нормализацией воздухообмена, свободным доступом кислорода и более эффективным увлажнением грунта во время прохождения осадков.
  • По наблюдениям опытных фермеров урожайность на полях, вспаханных при помощи мотоблока, увеличивается в два раза.

Однако наряду с очевидными достоинствами, недостатки у механизированной вспашки всё же имеются. К ним относят невозможность применения техники на цельниках с глубокими корнями. В таких случаях требуется исключительно ручное удаление длинных корневищ.

Кроме того, при ежегодном использовании метода глубокой вспашки наблюдается утрата естественного плодородия верхнего слоя почвы, из-за чего земля нуждается во внесении удобрений либо периодическом отдыхе.

Другой современный культиватор с горизонтальным валом

Конкретный производитель культиватора не играет никакой роли. У них всех будет стоить копия двигателя Хонда, а все подобные культиваторы — или сделаны в Китае или из китайских компонентов.

И так как это стандартизированное производство, то подобрать двигатель на такой культиватор будет легко:

  1. Нужно измерить диаметр вала на старом двигателе. Там будет или 19.05 или 20 мм, скорее всего 19.05 мм.
  2. Переходите по ссылке и смотрите двигатель до 8 лс с аналогичным диаметром вала (19.05 или 20 мм).
  3. Если у вас раньше стоял двигатель с 19.05 мм валом, но вы хотите купить двигатель с 20 мм валом — то можно просто расточить старый шкив до 20 мм.

Ответы на распространенные вопросы:

  1. А новый двигатель встанет на те же крепления? Да
  2. У меня раньше стоял двигатель на 3-5 лс, можно поставить такой же? Двигатели на 3, 4 и 5 лс существуют в природе, но являются нестандартными. А поэтому будут стоить дороже широко распространенных 6.5 лошадных двигателей. Лучше возьмите на 6.5 лс.

Мотоблок бензиновый Huter МК-7500 7 л.с.

​Фото: https://beru.ru

Надежный и высокоскоростной агрегат, способный за короткий срок обработать большой участок. Отличается автономностью. В бак помещается 3,6 литра бензина, что позволяет работать долгое время без перерывов. Колеса оснащены резиновыми шипами, обеспечивающими отличную проходимость даже в сложных условиях. Наличие реверса увеличивает маневренность устройства, а сошник позволяет регулировать глубину культивирования почвы.

Мотоблок бензиновый Huter МК-7500 7 л.с.

Достоинства:

  • бензина хватает на 6-7 соток
  • непрерывная работа в течение 3 часов
  • удобное управление
  • эффективная работа в любое время года

Недостатки:

  • плохая сварка
  • высокая стоимость

Мотоблок Нева (с иностранным двигателем)

Раньше мотоблоки Нева комплектовались российскими двигателями, но примерно 10 лет назад завод Красный Октябрь перешел полностью на иностранные двигатели — Lifan, Subaru, Briggs & Stratton, Kasei.

Для замены современного двигателя на мотоблоке Нева нужно:

  1. Измерить вал на старом двигателе (19.05, 20 или 25 мм)
  2. Взять новый двигатель с аналогичным диаметром вала (19.05, 20 или 25 мм)

Подсказка:

Если у вас стоял двигатель с 19.05 мм валом, а вы хотите взять новый с 20 мм валом или наоборот, то:

  1. Берете новый двигатель с нужным валом
  2. Покупаете новый шкив на размер вала нового двигателя (шкив на 19.05 мм, шкив на 20 мм)

Так же покупка нового шкива — хороший вариант, если нет возможности измерить диаметр вала на старом двигателе.

Ответы на распространенные вопросы:

  1. А крепления от старого двигателя подойдут? Да, подойдут
  2. У меня стоял слабый двигатель, хочу поставить мощнее. Если вы хотите простой вариант без переделок, то лучше всего взять Lifan 170F-T (8 л) — это самый мощный двигатель Lifan с 20 мм валом.
  3. У меня стоял слабый двигатель, хочу поставить значительно более мощный двигатель (13 лс, например). В этом случае помимо покупки нового шкива вам придет еще и переделывать посадочное место двигателя. Занятие не очень простое, да и редуктор получит нагрузки, для которых он не был спроектирован.

Мотоблок Нева с российским (советским) двигателем

Российские двигатели для мотоблока Нева уже давно не производятся, однако на рынке еще очень много подобных мотоблоков. И так как новый российский двигатель вы уже нигде не купите — все покупают современный двигатель и специальный установочный комплект.

Порядок действий:

  1. Выбираем новый современный двигатель с 19.05, 20 мм или 25 мм валом (если у вас стоял маломощный отечественный двигатель, то рекомендуем остановиться на варинтах с 19.05 или 20 мм валом).
  2. Берем специальный установочный комплект с аналогичным валом (на 19.05 мм, 20 мм или 25 мм вал)

Ответы на распространенные вопросы:

  1. Что входит в установочный комплект? Переходная платформа, шкив, успокоитель, крепления.
  2. А ставить сложно? С установочным комплектом — нет. Так же на Ютубе много инструкций по установке.
  3. А просто новый шкив купить можно? Можно, но сэкономите вы на этом мало, а время потратите.

Какие работы способен выполнять мотоблок? Навесное оборудование

Те, кто никогда не пользовался мотоблоком, предполагают, что его функции ограничиваются обработкой почвы. Но это далеко не так, и счастливые обладатели данного «мини-трактора» могут с помощью него выполнять следующие работы:

Вспашка земли

С помощью специального небольшого плуга, который является навесным оборудованием для мотоблока, действительно пашут землю. Чем больше мощность мотоблока – тем эффективнее вспашка. Так наиболее мощные модели можно смело отправлять на поднятие целины.

Мотоблок способен значительно сэкономить силы и время дачникам и владельцам небольших подсобных хозяйств. Он позволяет вспахать землю быстро и достаточно качественно. При этом можно забыть о муках с лопатой или найме трактора, который перелопатит весь участок, оставив за собой множество огромных комьев.

Кроме того, качество почвы, обработанной мотоблоком, значительно выше, чем при вспашке лопатой или даже мотокультиватором. Причина тому – вскрытие глубинных слоев почвы и тщательное перемешивание грунта. Это позволяет как следует насытить почвенный слой кислородом, и как результат – повысить урожайность земли.

Боронование

Мотоблок может оснащаться еще одним видом навесного оборудования – бороной. Борона представляет собой специальную насадку с зубьями.

При бороновании мотоблоком измельчается верхняя сухая земляная корка, образующаяся от пересыхания почвы под воздействием солнца.

Боронование – один из самых эффективных методов удаления сорняков.

Важность боронования – это создать возможность кислороду поступать к корням растений. Кроме того, без этой процедуры нарушается насыщение влагой корневой системы растений.

Окучивание

Любой огородник, выращивающий картофель или, скажем, клубнику непременно оценит и такую функцию мотоблока как окучивание. С помощью навесного окучника мотоблок способен поднимать борозды для осуществления вентиляции клубней.

Посадка и сбор урожая

Не смогут сдержать эмоций любители картофеля и от еще двух навесных агрегатов для мотоблока. Это картофелесажалка и картофелекопалка. Сажать и собирать урожай картофеля мотоблоком в разы быстрее.

Кроме того на рынке представлены и специальные сеялки для посева семян практически любых огородных растений.

Перевозка

Соединив мотоблок с прицепом, можно получить своеобразный мотороллер. Да скорость его будет не велика. Зато грузы он перевезет как заправский мини-трактор – вы поразитесь на что способен этот малыш.

Его не пугают не мешки с цементом, ни тюки с удобрениями, ни горы вашего урожая. Да и вы сами сможете передвигаться почти в с полным комфортом – восседая на «каблучке» и представляя себя то ли трактористом, то ли ямщиком.

Зимние работы мотоблока

В зимнее время мотоблок легко оборудуется в машину для уборки снега. При этом можно использовать целый набор навесного оборудования.

Например, после сильного снегопада для расчистки пешеходных дорожек подойдет снегосбрасыватель. Мотоблок, оснащенный этим инструментом легко может выгрести даже глубокий снег и выбросить его на обочину дороги.

Если снегопад был несильный, а снег еще не успел слежаться – подойдут снегоочистительные щетки, которые помогут вычистить все пешеходные дорожки.

Для уборки затвердевшего, слежавшегося снега можно использовать специальную снегоуборочную лопату. Она оснащена ножами для устранения слежавшегося снега.

Устройство мотоблока

Мотоблок – на самом деле довольно простое механическое средство. Он состоит из нескольких основных узлов: двигателя, трансмиссии, сцепления, редуктора и вала отбора мощности.

Рассмотрим их более подробно.

Двигатель мотоблока. Современные мотоблоки оснащаются тремя видами двигателей: бензиновым, дизельным или электрическим.

Электрические мотоблоки встречаются редко. Связано это с тем, что их мощность невелика, соответственно функционал их ограничен.

Дизельные мотоблоки являются самыми мощными, но и самыми дорогими. Хотя они наиболее экономичны по сравнению с бензиновыми, кроме того они более надежны. Но все определяет высокая цена – поэтому их тоже не часто встретишь в простом российском хозяйстве.

А вот мотоблоки с бензиновым двигателем – самые распространенные.

Трансмиссия мотоблока. Представляет собой систему узлов, которая предназначена для передачи крутящего момента с двигателя на колеса и рабочий орган мотоблока. Существуют несколько типов трансмиссий, которые устанавливаются на различные типы мотоблоков.

На легкие мотоблоки в основном ставится зубчато-червячная трансмиссия. Она включает в себя два редуктора: зубчатый (верхний) и червячный (нижний). Иногда такие трансмиссии оснащаются валом отбора мощности.

На мотоблоки средней мощности чаще всего устанавливается ременно-зубчато-цепная трансмиссия. В ней вращение двигателя на вал редуктора передается посредством ремня. В то же время вал редуктора через цепь подает вращающий момент на навесное оборудование или колеса. И, наконец, зубчатая трансмиссия ставится на тяжелые мотоблоки. Ее конструкция во многом схожа с трансмиссией трактора. Благодаря зубчатой трансмиссии мотоблоки имеют несколько скоростей (как вперед, так и назад).

Редуктор. Эта деталь, на которую стоит обратить внимание при выборе и покупке мотоблока. Редуктор непосредственно влияет на надежность и срок эксплуатации «мини-трактора». Служит он для передачи мощности с вала двигателя на рабочий орган мотоблока.

Предпочтительнее модели с разборным редуктором. Такие редукторы ремонтопригодны. К тому же если из строя выйдет лишь часть агрегата, то ее легко заменить, а не покупать новый мотоблок.

Вал отбора мощности. Данный механизм унаследован мотоблоком от трактора. Этот агрегат необходим для работы навесного оборудования.

Какова мощность мотоблока, и как ее выбрать?

Именно по фактору мощности все мотоблоки подразделяются на три вида.

Виды мотоблоков в зависимости от мощности

Итак, как мы уже указывали раньше все мотоблоки по параметру мощности подразделяются на:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые;

Легкие Мотоблоки

Этот вид мотоблоков имеет двигатели мощностью до 5 лошадиных сил. На выполнение тяжелых работ с плугом на твердом грунте они практически не способны из-за малой мощности, так как быстро перегреваются и не могут тащить плуг.

Для легких мотоблоков подойдут и легкие работы в небольших личных подсобных хозяйствах – рыхление и культивация легкой почвы.

Средние Мотоблоки

Это уже более серьезная техника с мощностью мотора в среднем до 8 лошадиных сил. Зачастую они оснащены многоступенчатой трансмиссией и задним ходом.

Оснащение валом отбора мощности – позволяет средним мотоблокам использовать навесное оборудование. В этой линейке мотоблоков уже появляются дизельные модели.

Тяжелые Мотоблоки

Эти машины уже больше походят на мини-трактор. И не мудрено – их вес часто превышает 100 кг, а двигатель развивает мощность свыше 10 лошадиных сил.

Все тяжелые мотоблоки оснащаются валом отбора мощности и готовы к работе с любым навесным оборудованием.

Большие мотоблоки имеют расширенные характеристики, которые несомненно превосходят возможности мотоблоков легких или средних. Кроме того они более надежны из-за использования комплектующих с более высокой износостойкостью.

Работоспособность таких машин тоже впечатляет – некоторые модели способны работать сутками в прямом смысле этого слова.

Конечно, все эти преимущества существенно отражаются на цене тяжелого мотоблока. Хотя, если размеры вашего хозяйства достаточно велики, а список необходимых работ постоянно растет – то покупка тяжелого мотоблока может значительно сэкономить вам силы, время, а в последствии и деньги.

Двигатель на мотоблок Урал

Мотоблоки Урал получили относительное распространение во времена СССР, но давно уже не производятся — как и родные двигатели для них.

Основная проблема установки современного двигателя на Урал в том, что мотоблок был спроектирован для двигателя с правым вращением вала, в то время как все современные двигатели идут с левым вращением (против часовой стрелки). Левое вращение вала — фактический современный стандарт и неприятный сюрприз для владельцев Урала.

Единственным решением является редуктор обратного вращения вала. Этот редуктор очень редкий, и сложно устанавливается — нужно разобрать его и собрать еще раз поверх двигателя. Результатом является двигатель с правым вращением вала.

Подобные сборки делаются очень малыми сериями и продаются буквально в нескольких магазинах по всей России, в том числе и в нашем магазине:

  • Двигатель Lifan 170F-T Урал (8 лс, профессиональный, с редуктором обратного вращения)

Так как редуктор обратного вращения стоит очень дорого, а устанавливается тяжело — то нет смысла ставить поверх дешевого двигателя. Общую стоимость сборки вы сократите хорошо если на 20%, а вот прослужит сборка на основе дешевого двигателя в 2-3 раза меньше, чем на основе Lifan 170F-T.

Поэтому сборка на основе професиионального двигателя Lifan 170F-T (8 лс) получится выгоднее всего в пересчете на один час жизни.

Ответы на распространенные вопросы:

  1. А что так дорого? Редуктора обратного вращения стоит очень дорого.
  2. И что, берут? Да он же стоит как самый дешевый мотоблок! Да, берут и для многих это хороший выбор. Мотоблок, который вы купите за эти деньги прослужит куда меньше Урала с двигателем Lifan 170F-T Урал.
  3. А старый шкив подойдет? Нет, к сожалению нет. У редуктора обратного вращения диаметр выходного вала — 15 мм.
  4. А новый шкив можно сразу купить? К сожалению опять же нет, шкивы на 15 мм массово не производят, проще всего заказать у токаря.

Особенности устройства

Купить мотоблок можно практически в любом магазине для дачи и огорода. Он уже не является чем-то уникальным. Его используют не только для работы на полях, также изделие показывает отличные результаты при уборке территории.

Но важно понимать, что мотоблок не прослужит и сезона, если двигатель не обслуживать или неправильно использовать. Кроме того, важно обращать внимание на фирму, которая выпустила мотор, так как не все они выпускают качественные модели.

Двигатель на мотоблок МТЗ (советский двигатель)

Мотоблоки МТЗ производятся в Белоруссии и поныне. Но современные мотоблоки МТЗ имеют несколько другое строение, нежели советские — а самое главное выпускаются только с иностранными двигателями (в основном Honda и Weima).

Для самых распространенных моделей мотоблоков МТЗ (МТЗ-05, МТЗ-06 и МТЗ-012) существует специальный переходник:

  • Переходник к мотоблоку МТЗ (Беларус) для установки современного двигателя

Вместе с этим переходником вам подойдет любой современный двигатель по типу Lifan/Honda с 25 мм валом и нужным фланцем. Посмотреть все подходящие двигатели у нас можно здесь.

Ответы на распространенные вопросы:

  1. С двигатлелем на 9 лс (Lifan 177F) пойдет? Очень часто на российском рынке двигатели на 9 лс идут с нестандартной разболтовкой на крышке под мотоблок Угра. Такой двигатель просто так на переходник не встанет. А вот если у вас вариант двигателя со стандартной разболтовкой — то он подойдет. Как понять какой фланец? Проще купить двигатель на 13-15 лс, они чуть-чуть дороже 9 лошадных.
  2. А что так дорого? Переходники на МТЗ выпускает под заказ буквально одно небольшое предприятие по всей России.

Топ дизельных моторов для мотоблока

WEIMA WM 178 F

Популярный вариант, который пользуется популярностью у любителей мототехники. Некоторые его устанавливают во многие устройства, так как считают продукт одним из лучших в своем сегменте. Устройство отличается минимальным выбросом вредных веществ и экономичностью, что характерно для дизельных моделей. Продукт может работать, как с садовой техникой, так и со строительными агрегатами, при этом никаких проблем не возникнет.

Внешняя часть выполнена из прочного металла, который не портится от механического удара и отличается удобством. Также двигатель отличается хорошим показателем износостойкости и высоким моторесурсом.

Средняя стоимость – 31 900 рублей.

WEIMA WM 178 F

Достоинства:

  • Универсальное применение;
  • Экономичность;
  • Надежность;
  • Никаких проблем с установкой;
  • Не требует сложного ухода;
  • Качество.

Недостатки:

  • Цена.

GROST 186F (G1 тип конус 105,3мм)

Отличный вариант, который выделяется мощностью. Изделие подойдет для различной техники. Расход топлива минимальный, но важно понимать, что уровень шума высокий. Связано это с особенностями самой конструкции.

Привод подходи как для мотоблоков, так и для минитракторов. Масса изделия – 58 кг, поэтому если человеку важно маневренность, лучше найти модель проще. Это устройство лучше применять в профессиональной сфере. Запуск проводится вручную.

Продается по цене: от 25 000 рублей.

GROST 186F (G1 тип конус 105,3мм)

Достоинства:

  • Прочный корпус;
  • Надежность;
  • Удобное расположение двигателя;
  • Экономичность;
  • Универсальное применение.

Недостатки:

  • Масса.

«LIFAN» C192FD

Качественный вариант, который имеет показатель мощности в 15 л.с, что является отличным результатом и помогает справиться практически с любой задачей. Рабочий объем цилиндра – 499 куб. см. Модель сочетает в себе долговечность и экономичность. При этом использовать ее легко, с этим справится любой пользователь. Вместительность топливного бачка – 5.5 литров.

Продается по цене: от 35 000 рублей.

«LIFAN» C192FD

Достоинства:

  • Катушка – 6 А;
  • Высокая мощность;
  • Простой запуск;
  • Не требовательный уход;
  • Расход топлива.

Недостатки:

  • Цена.

Двигатель на мотоблок Агро (Агрос)

Еще один когда-то популярный мотоблок с российским двигателем, который был снят с производства. Но это решаемая проблема.

Для того, чтобы подобрать новый двигатель мотоблок Агро нужно:

  • Купить специальный Переходник к мотоблоку Агро (Агрос) для установки современного двигателя
  • Выбрать один из подходящих (с переходником) двигателей по в этой группе

И все, можно ставить. Вместе с двигателем приедет инструкция по установке, там ничего сложного.

Ответы на распространенные вопросы:

  1. С двигатлелем на 9 лс (Lifan 177F) пойдет? Очень часто на российском рынке двигатели на 9 лс идут с нестандартной разболтовкой на крышке под мотоблок Угра. Такой двигатель просто так на переходник не встанет. А вот если у вас вариант двигателя со стандартной разболтовкой — то он подойдет. Как понять какой фланец? Проще купить двигатель на 13-15 лс, они чуть-чуть дороже 9 лошадных.
  2. А что так дорого? Переходники на Агро выпускает под заказ буквально одно небольшое предприятие по всей России (так же, как и на МТЗ).

Плюсы и минусы американских двигателей

К главным достоинствам двигателей внутреннего сгорания американского производства для мотоблоков является высокое качество сборки, а также производительность. Они оснащаются надежной системой охлаждения и качественными фильтрами. Поэтому моторы популярных американских брендов, как правило, не будут сильно нагреваться даже при длительной работе и сильных нагрузках.

К недостаткам американских двигателей следует отнести их стоимость (особенно моторов профессионального типа). Кроме того, в зависимости от показателей мощности, большинство таких агрегатов обладают высокими показателями расхода топлива. Также на некоторые модели сложно подобрать и найти запасные комплектующие.

Другой современный мотоблок

На данный момент на рынке существуют сотни различных брендов мотоблоков — от лидеров рынка вроде Brait, Patriot и Chamption до малоизвестных брендов, которые канули в лету так же быстро, как и появились. Но тут нет поводов для переживаний!

Все эти компании или заказывают производство напрямую из Китая или привозят отдельно двигатели и редукторы, а собирают мотоблок в России. Так или иначе, структурно китайские мотоблоки полностью идентичные, независимо от производителя.

Высокий уровень стандартизации привел к тому, что подобрать новый двигатель на мотоблок совсем нетрудно, независимо от бренда мотоблока.

Можно разделить все китайские мотоблоки на две основные группы:

  1. С ременной передачей (цепным редуктором)
  2. С дисковой передачей (с шестеренчатым редуктором)

Основным видимым отличием является расположение двигателя.

У ременных мотоблоков двигатель расположен как бы «сбоку». В одну сторону выходит шпоночный вал, на который одевается шкив:

Ременными являются такие мотоблок как Brait BR-80, Нева, Patriot Калуга.

У мотоблоков с дисковым сцеплением двигатель расположен фронтальной стороной вперед:

Дисковыми являются такие мотоблоки как Brait BR-105, Patriot Nevada и Huter GMC-9.0

Лучшие отечественные производители моделей мотоблоков

И все же, какие мотоблоки самые лучшие и надежные, какой отечественный мотоблок лучше? Опять же однозначно ответа нет, ведь все зависит от того, какие именно цели вы преследуете, приобретая мотоблок.

С определенными задачами справляются совсем разные мотоблоки, и там где тяжелый будет хорош, легкий даже не пройдет, а со средним не сравнятся оба других типа.

Современные садовые участки постоянно нуждаются в актуальной и качественной садоводческой технике. С садовым аккумуляторным опрыскивателем Комфорт 12л. вы выполните большой объем работ с минимальными усилиями.

На улицах современных городов уже никого не удивишь наличием различной снегоуборочной техники. Здесь все о мобильности и простоте в управлении снегоуборщика Чемпион 656.

МАЗ-500 можно по праву считать одним из знаковых автомобилей советского периода. Тут статья об этом легендарном грузовике.

Но если дело даже не в классах и мощности, то в мелких деталях – один обладает прекрасными ходовыми качествами, но у него постоянно вылетает сцепление, второй надежный и редко ломается, но заклинившая в один момент передача требует капитального ремонта.

Третий превосходит подобных себе во всем, но потребляет так много топлива, что по дороге до поля необходимо произвести заправку, еще не приступив к работе.

Но все-таки, среди мотоблоков, особенно отечественных, можно найти прекрасные изделия, которые пользуются популярностью именно благодаря тому, что они прекрасно сбалансированы, использовать их одно удовольствие для владельцев.

Это удачные модели, которые пользуются спросом на рынке.

Мотоблок марки Беларус-09-Н, МТЗ

Мотоблок Беларус-09-Н, МТЗ – это тяжелый мотоблок, многофункциональный агрегат с прекрасным современным дизайном и хорошими характеристиками. В первую очередь этот мотоблок создавался таким образом, что бы максимально облегчить его ремонт.

Что бы стукнуть молотком по какой-либо его части не нужно ничего снимать – все узлы расположены таким образом, что бы к ним можно было легко добраться. Он оснащен современным и качественным оборудованием – бензиновым двигателем Honda GX270 9 лошадиных сил, который известен своей надежностью.

Коробка передач этого мотоблока имеет шесть скоростей, две из которых реверсные, и вал отбора мощности, который позволяет использовать мотоблок для управления водяной помпой и даже циркулярной пилой.

Качественный УграНМБ-1Н13 российского производства

Мотоблок Угра НМБ-1Н13 представляет собой средний мотоблок, весом 90 килограмм и мощностью 6 лошадиных сил. Японский двигатель прекрасно справляется с нагрузками, а вал отбора мощности позволяет присоединять его к разнообразному оборудованию.

Не смотря на то, что очень часто возникали нарекания на недочеты в конструкции и частые поломки, этот мотоблок стал одним из самых покупаемых в России, благодаря доступной цене и легкости в ремонте. А что касается неисправностей – все они не критичны и легко устраняемы.

Современные мотоблоки с ременной передачей

Для того, чтобы подобрать двигатель на современный мотоблок с цепной передачей нужно:

  1. Измерить диаметр вала на старом двигателе (там будет или 19.05 или 20 мм, реже — 25 мм на 9 лошадных двигателях)
  2. Подобрать новый двигатель с аналогичным размером вала, что и у старого двигателя

Подсказка:

Если у вас стоял двигатель с 19.05 мм валом, а вы хотите взять новый с 20 мм валом или наоборот, то:

  1. Берете новый двигатель с нужным валом
  2. Покупаете новый шкив на размер вала нового двигателя (шкив на 19.05 мм, шкив на 20 мм)

Так же покупка нового шкива — хороший вариант, если нет возможности измерить диаметр вала на старом двигателе.

Ответы на распространенные вопросы:

  1. А крепления от старого двигателя подойдут? Да, подойдут
  2. У меня стоял слабый двигатель, хочу поставить мощнее. Если вы хотите простой вариант без переделок, то лучше всего взять Lifan 170F-T (8 л) — это самый мощный двигатель Lifan с 20 мм валом.
  3. У меня стоял слабый двигатель, хочу поставить значительно более мощный двигатель (13 лс, например). В этом случае помимо покупки нового шкива вам придет еще и переделывать посадочное место двигателя. Занятие не очень простое, да и редуктор получит нагрузки, для которых он не был спроектирован.

Как пахать?

Для того чтобы правильно вспахать участок, его необходимо хорошо подготовить. Для этого вдоль его границы натягивают шнур для ориентира, что особенно рекомендуется сделать людям, которые будут перепахивать огород впервые. Это обусловлено тем, что при работе плуг немного уводит вправо, из-за чего, без соответствующей сноровки, сделать ровный ряд будет затруднительно.

При вспашке второго и всех последующих рядов колесо агрегата будет идти по уже сформированной борозде, и шнур больше не понадобится. Затем следует вручную собрать крупные камни, выкорчевать пни и убрать коряги. После того, как участок будет подготовлен, а двигатель запущен, на нём включают скорость и приступают к вспашке.

Оптимальной скоростью для работы мотоблока считается вторая, однако при изменении глубины вспашки или при переходе на грунт другого типа, может использоваться и первая.

Первую борозду рекомендуется проходить на пониженной передаче, что обусловлено необходимостью сформировать начальный ряд ровно и аккуратно. Ведь в дальнейшем именно он будет служить ориентиром для всех последующих борозд. После прохождения первого ряда проверяют глубину вспашки: она должна находиться в пределах 20 см. Затем разворачивают мотоблок, правый грунтозацеп устанавливают в борозду, включают 1-ю скорость и идут в обратном направлении, следя за тем, чтобы металлическое колесо не выходило за пределы борозды. Если всё сделать правильно, то земляной гребень будет располагаться на расстоянии 10 см от предыдущего.

При необходимости вспашки небольшого участка можно обойтись и без плуга. В базовую комплектацию мотоблоков входят саблевидные фрезы, при помощи которых осуществляется обработка любых по сложности и составу земель, включая целинные и каменистые почвы. Помимо вспашки, фрезы используют для перемешивания грунта при внесении удобрений, для удаления сорняков и рыхления почвы.

Если требуется повысить качество вспашки, то работы производят с использованием транспортно-пахотного модуля. Для этого плуг прикрепляют не к самому мотоблоку, а к раме адаптера. Благодаря наличию промежуточного звена между плугом и агрегатом, значительно снижается воздействие на мотоблок, и вспашка происходит более легко и безопасно. Кроме того, заметно увеличивается скорость движения мотоблока. И если при традиционной вспашке она составляет 5 км/ч, то в случае применения адаптера увеличивается до 10 км/ч. Однако в сравнении с традиционным способом крепления плуга, при использовании данного метода теряется общая манёвренность агрегата, что, впрочем, ощутимо лишь на небольших и тесных участках, с обилием растущих по краям культурных растений. Если же работы проводятся на большом картофельном поле, то использование адаптера весьма удобно.

Современные мотоблоки с дисковой передачей

Для китайских мотоблоков с дисковым сцеплением используются двигатели под шлицы (не под шпонку!). Такие двигатели распространены значительно меньше, чем двигатели под шпонку.

Однако в нашем магазине такие двигатели есть, хотя, конечно, выбор куда меньше чем среди двигателей под шпонку.

Для подбора двигателя на мотоблок с дисковым сцеплением нужно:

  1. Измерить диаметр вала на старом двигателе (обычно там 25 мм вал, но иногда встречается 20 мм у двигателей на 7 лс)
  2. Подобрать двигатель под шлицы по следующим правилам: Если у вас был двигатель до 7 лс, то выбирайте на 7 лс (не забудьте проверить диаметр вала!)
  3. Если у вас был двигатель на 9 лс, то выбирайте на 9 дс
  4. Если у вас был двигатель от 11 лс, то выбирайте любой двигатель на 11, 13, 15 или 17 лс

Важные характеристики мотоблоков

Выбирая эффективную технику для вспашки, перевозки грузов или культивирования, необходимо обратить внимание на основные характеристики агрегатов:

  • Свойства мотора — тип, мощность, объем двигателя. Высокие характеристики расширяют функционал.
  • Объем бака — просторная емкость для топлива позволит дольше работать без дозаправки.
  • Число скоростей — чем больше, тем лучше.
  • Ширина скашивания — масштабный захват сокращает количество пройденных кругов.
  • Глубина обработки — величина влияет на глубину погружения навесного оборудования в грунт.

Типовой недорогой и надежный мотоблок для транспортировки грузов должен быть оснащен пневматическими колесами диаметром от 45 см. Для установки косилки, снегосбрасывателя и водяной помпы, потребуется вал отбора мощности. Зимняя эксплуатация требует выбора агрегата с бензиновым двигателем. Регулируемые рукоятки позволят оператору подобрать удобное положение, разблокировка дифференциала нужна для легкого маневрирования.

Источник: komvidpro.ru

getccleaner