Масло для трансмиссии: классификация и критерии выбора

Чтобы механическая коробка передач справлялась со всеми нагрузками, необходимо обновлять трансмиссионное масло. В продаже есть несколько видов смазки. Найти их можно в магазинах автомобильных принадлежностей.

Но как правильно сделать выбор трансмиссионного масла? Как часто следует его заменять? Какое есть лучшее трансмиссионное масло для МКПП на российском рынке? В статье эти вопросы будут рассмотрены.

Какое масло заливается в МКПП

В механическую или автоматическую коробку передач заливаются трансмиссионные составы. При выборе жидкости для машины учитывайте уровень нагрузок на МКПП и скорость скольжения машины по дорожному полотну.

Для МКПП подходят составы GL-4 или GL-5, которые можно найти в любом автомобильном магазине. Они образуют на поверхности металла тонкую, но прочную защитную пленку.

Она обеспечивают равномерную работу МКПП при средних и высоких нагрузках, что положительно влияет на срок годности, качество работы коробки передач.

При выборе ориентируйтесь также на стандарт SAE. Он учитывает температуру региона, где будет применяться машина. Если у водителя в порядке с деньгами, то следует покупать синтетику или полусинтетику.

Хотя в старых машинах допускается применять минеральное трансмиссионное масло. На классификацию API обращать внимание не стоит – она применяется для моторных смазок. Если не знаете, какая МКПП стоит на машине, перед покупкой проконсультируйтесь с механиком.

Рекомендуем к прочтению: Какое масло лучше заливать в коробку

Присадки

Современные масла для коробки передач содержат различные присадки. Наиболее распространены серо-форсфорные добавки, которые создают особое защитное покрытие, защищающее от износа. По плотности такой слой превосходит медные и иные части, выполненные из мягких материалов. В дальнейшем это приводит к износу как защитного слоя, так и деталей коробки из мягких металлов.

Характеристики трансмиссионных масел таковы, что некоторые жидкости не подходят для синхронизированных КПП. Использование таких материалов лишь увеличит износ медных синхронизаторов и иных элементов.

Классификация трансмиссионных масел

При изучении этикетки к смазке можете обнаружить маркировку GL-4 или GL-5. Это классификация трансмиссионных масел по чистоте и количеству присадок.

Раньше в продаже были смазки GL-1, GL-2, GL-3, однако эти трансмиссионные составы использовались для сельскохозяйственной техники, старых автомобилей. Выбор масла нужно делать с учетом таких критериев:
GL-4. Хороший выбор для машин с передним приводом, а также авто с синхронизированными передачами. Их выпускают из минерального сырья, хотя в продаже есть также полусинтетические составы.
GL-4 содержат противозадирные присадки (4% объема), что положительно влияет на срок работы МКПП, улучшает функционирование редуктора. По стандарту заливать такое масло разрешается в конические, гипоидные, спиральные МКПП, где уровень давления составляет ниже 3000 мегапаскаль.

Благодаря присадкам трансмиссионный состав не меняет свойства при термическом воздействии, не вспенивается, защищает металл от коррозии. Покупайте всесезонные жидкости GL-4, которые работают при любой погоде, сохраняют чистоту при повышенных нагрузках.

GL-5. Хороший выбор для всех автомобилей (с любым приводом). Трансмиссионные масла GL-5 бывают минеральными, синтетическими, полусинтетическими. Содержат много присадок на основе серы, фосфора. Поэтому МКПП можно использовать при высокой нагрузке (например, при движении по опасному участку дороги или во время гонок).

Согласно стандарту масло трансмиссионное GL 5 следует применять в гипоидных системах, а также в ТС, работающих при теплых температурах и на высоких оборотах (например, строительная или сельскохозяйственная техника). Выбирайте всесезонные жидкости, поскольку их режим работы не зависит от условий окружающей среды.

Внимание! При выборе можете обнаружить, что продаются также комбинированные универсальные жидкости категории GL-4/GL-5. Они обеспечивают неплохой уровень защиты, хорошо влияют на срок годности МКПП. Покупайте “универсалку” для транспорта с повышенными нагрузками, если жалко денег на покупку GL-5.

Сравнительная таблица характеристик

Для сравнения выбранных моделей масел прибегнем к сравнительной таблице.

Тип Мин. t °с, Макс. t °с, по SAE по API
Luxe 80W-90 GL-5 минеральное -40 +150 80W90 GL-5
Castrol Syntrans Transaxle 75W90 синтетика -54 +150 75W90 GL-4+
Лукойл GL-5 75W90 полусинтетика -40 +190 75W90 GL-5
Total Trans SYN FE 75W90 полусинтетика -51 +190 75W90 GL-5
Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL полусинтетика -40 +170 75W90 GL-4/5
Total 75W80 BV минеральное -45 +200 75W80 GL-4+
Zic G-F TOP 75W-90 синтетика -45 +230 75W90 GL-4/5

Интервал замены трансмиссионного масла для механики

Чтобы автоматическая коробка или МКПП работала без сбоев, необходимо вливать новую смазку. Частота замены зависит от многих параметров. Однако механики считают, что вливать новое трансмиссионное масло нужно каждые 80-100 тысяч километров пробега.

Тогда МКПП будет работать без сбоев, а риск накопления вредоносных отложений минимален. Однако иногда интервал замены должен быть короче (каждые 50-60 тысяч километров пробега):

  • Во время езды часто делаете переключение скорости. Это происходит по таким причинам – особенности дорожного полотна, техника вождения, тип трассы и другие.
  • Проживаете в горной местности. При движении по извилистым дорогам водители часто переключают скорость, что приводит к образованию вредоносных примесей.
  • Ездите на большие расстояния (например, доставляете товары из другой страны). Возрастает нагрузка на узлы, в том числе – на МКПП.

Если купили подержанный автомобиль, то рекомендуется выполнить замену смазки сразу. Ведь ее пробег неизвестен, а предыдущий владелец мог назвать недостоверную информацию. Досрочную замену выполняют также при установке новой МКПП и при попадании воды.

Заливать трансмиссионное масло можно и не самостоятельно. Посетите сервисный центр или автомастерские и попросите заменить смазку. Механик пробьет машину по базе данных, подберет состав, выполнит замену сам.

Для АКПП

В автоматических коробках нагрузки распределяются несколько иначе по сравнению с предыдущими типами трансмиссий, поэтому и смазка для них должна быть другой. В этом случае на канистре будет соответствующая маркировка – ATF (самая распространенная для большинства «автоматов»).

По сути, данные жидкости обладают подобными характеристиками, что и предыдущие – противозадирными, антикоррозийными, охлаждающими. Но для смазки «автоматов» требования по вязкостно-температурным характеристикам более жесткие.

Автоматические трансмиссии существуют разных типов, и для каждого из них производители строго регламентируют использование конкретного масла. Различают следующие модификации:

  • КПП с гидротрансформатором. Смазка в таких трансмиссиях дополнительно играет роль гидравлической жидкости, поэтому требования к ней более жесткие – особенно что касается ее текучести.
  • Вариаторная. Для таких типов трансмиссий тоже существует отдельное масло. На канистрах этой продукции будет нанесена маркировка CVT.
  • Коробка «робот». Она действует по принципу механического аналога, только в этой сцеплением и переключением скоростей управляет электронный блок управления.
  • Трансмиссия с двойным сцеплением. На сегодняшний день существует много модификаций таких устройств. Создавая свою «уникальную» трансмиссию, производители предъявляют жесткие требования по использованию смазочного материала. Если хозяин авто проигнорирует эти указания, то в большинстве случаев машина снимается с гарантии.

Так как масла для таких трансмиссий имеют «индивидуальный» состав (как заявляют производители), их невозможно классифицировать по API или ACEA, чтобы подобрать аналог. В этом случае лучше было бы прислушаться к рекомендациям завода-изготовителя, и купить то, которое указано в технической документации.

Как подобрать масло в коробку передач по SAE

При выборе жидкости для МКПП учитывайте ее технические параметры. Вязкость – важная характеристика трансмиссионной смазки. Если купите слишком густую жидкость, то механическая или автоматическая коробка будет работать туго, с образованием задиров на поверхности металла.

Если же использовать слишком жидкий состав, то защитная пленка будет тонкой. Это также плохо повлияет на защитные свойства смазочной жидкости (учтите при выборе).

Вязкость отражает стандарт SAE, который делит смазочные трансмиссионные составы на несколько видов:

  • Масла делятся на три категории – летние, зимние, всесезонные. Отличаются количеством присадок, которые влияют на температурный режим смазочной жидкости.
  • Составы имеют обязательную маркировку после сертификации SAE. Сведения о трансмиссионном составе наносятся на упаковку со смазкой (посмотрите на этикетку при выборе).
  • Зимние имеют маркировку 0W, 5W, 10W, 15W и другие. Чем ниже число, тем при более низкой температуре воздуха работает состав. Маркировка указывается на таре (учитывайте при выборе).
  • Летние имеют иную маркировку – 30, 40, 50, 60 и другие. Чем выше будет число, тем при более высокой температуре работает масло. Маркировка также указывается на таре (учитывайте при выборе).
  • Всесезонное трансмиссионное масло в коробку имеет двойную маркировку – например, 5W-40 или 10W-60. Работает при высокой и низкой температуре окружающей среды. При выборе посмотрите на тару – на упаковке должна быть указана маркировка.

Температурный режим из таблицы позволит подобрать правильную жидкость:

Классификация по стандарту SAE Min T° Max T°
0W -35 -10
5W -30 -10
10W -25 -5
15W -20 0
20W -15 +15
25W -10 +20
30 +5 +30
40 +5 +45
50 +10 +50
0W-30 -35 +25
0W-40 -35 +35
5W-30 -30 +25
5W-40 -30 +35
5W-50 -30 +40
10W-30 -25 +30
10W-40 -25 +40
10W-50 -25 +50
15W-30 -20 +30
15W-40 -20 +45
15W-50 -20 +45
20W-30 -15 +30
20W-40 -15 +45
20W-50 -15 +50

Таблица температурной разницы масел по SAE
В российских условиях рекомендуется делать выбор в пользу универсальных всесезонных жидкостей. Примеры трансмиссионных смазок по классификации SAE – 75W-90, 75W-85, 70W-80 и другие. Они работают в МКПП при любых температурах, а стоят не слишком дорого.

Технические характеристики 75W-90

По аналогии с классификацией моторных масел, трансмиссионные имеют зимний и летний индекс. Зимний определяет температуру, когда масло загустеет и не сможет нормально проходить ко всем деталям во время пуска. Летний указывает на кинематическую вязкость при рабочей температуре, то есть на то, как просто масло будет проходить по всем каналам и какой толщины масляную пленку создаст. В коробках, как и в двигателях, зазор между деталями отличается, и для каждого типа коробки нужна своя вязкость.

Типовые показатели для SAE 75W-90:

ХарактеристикаПоказательРасшифровка

Кинематическая вязкость при 100°С 13,5-18,5 сСт В этих пределах должен находиться показатель, чтобы масло могло маркироваться 75W-90.
Температура замерзания -40 Может варьировать. Этот показатель указывает на температуру, при которой масло полностью замерзнет и не сможет проходить по каналам.
Температура вспышки 210 Может варьировать +/- 10-15 градусов.

Обзор лучших трансмиссионных масел

В продаже есть смазочные жидкости трех категорий – синтетические, полусинтетические и минеральные. Отличаются по составу, который косвенно влияет на характеристики трансмиссионного масла. Краткие советы о выборе жидкости:

  • Если есть деньги, то купите синтетический или полусинтетический состав. Такие масла не содержат вредоносные примеси, что хорошо сказывается на сроке годности и физических свойства смазки. Но они дороже, что учтите при выборе.
  • Минеральные масла могут содержать вредоносные примеси, которые ухудшают прочность защитной пленки. Из-за этого повышается трение, увеличивается риск появления задиров и трещин на металле. Но при подборе помните, что стоят “минералки” дешево + их можно использовать на МКПП старых моделей.

Синтетические трансмиссионные масла

Вливается в любые автомобили (как старые, так и новые). Синтетика обеспечивает отличные технические свойства, минимизирует риск задиров, защищает от коррозии.

Motul Gear FF Comp 75W-140

Этот состав возглавляет наш обзор. Дает тонкую прочную пленку, которая надежно защищает узлы машины. Выдерживает высокое давление и воздействие отрицательных температур. Применяется для спортивных автомобилей. Средняя цена – 1800 рублей.

Положительные стороны смазки:

  • Сохраняет вязкость при любых температурах.
  • Пониженный расход (можно заливать масло пореже).
  • Прекрасные физические свойства, удобная упаковка.
  • Обеспечивает стабильную эксплуатацию МКПП.

Недостатков у Motul Gear FF Comp 75W-140 не обнаружено. Единственный минус, который влияет на выбор – высокая цена.

SHELL Spirax S5 ATE 75W90

Ближайший конкурент Motul Gear. Отличается хорошими характеристиками, при работе не накапливает вредоносные примеси. Благодаря улучшенной формуле предотвращает коррозию, выдерживает воздействие жары и низких температур. Стоимость – 1100 рублей.

Плюсы моторной смазки:

  • Отличное смазывание узлов и агрегатов МКПП.
  • Пониженное содержание вредоносных веществ (хлора и других).
  • Хорошие экологические свойства, минимальное воздействие на природу.

Недостатков у этого масла не обнаружено. Однако некоторые водители и механики отмечают хлипкую упаковку.

LIQUI MOLY 75W140 CL-5

Еще один смазочный состав, которые можно заливать в любое ТС. Благодаря пакету присадок LS выдерживает воздействие низких температур и повышенных нагрузок, не портится при хранении. Отличный выбор для гоночных машин, грузовиков, автобусов, следующих на большие расстояния. Стоимость – 1500 рублей.

Преимущества LIQUI MOLY 75W140 CL-5:

  • Экономный расход.
  • Снижает износ.
  • Полная экологичность.
  • Отличные характеристики.
  • Практичная упаковка.

Недостатков у смазки LIQUI MOLY 75W140 CL-5 нет. Однако покупатели отмечают – стоит жидкость неоправданно дорого. Поэтому есть смысл купить другую смазку, если не хотите тратить лишние деньги (Ваш выбор – полусинтетика).

Motul Gear 300 75W-90

Еще одна смазка французского производителя, которая пользуется стабильным спросом у россиян. Синтетика Motul подойдет для легковых, грузовых машин, а также для спецтехники. Можно заливать в спортивные авто, которые будут участвовать в гонках. Стоимость – 1200 рублей.

Преимущества Motul Gear 300 75W-90:

  • Качественные присадки, стабильная вязкость.
  • Работает при любой температуре.
  • Минимальный риск задиров, коррозии.
  • Отличная стойкость пленки под давлением.

Недостатков у жидкости нет. Хотя водители жалуются на высокую цену, хлипкую тару.

Полусинтетические трансмиссионные масла

Рекомендуется заливать в новые машины, а также автомобили с небольшим или средним пробегом (до 10 лет). Хороший уровень защиты, улучшают работу МКПП.

LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90

Эта полусинтетика подходит для любых машин, а заливать ее можно как в автоматику или МКПП. Состав предотвращает образование ржавчины и накипи, минимизирует риск вредоносных отложений. Стоимость – 1000 рублей.

Преимущества LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90:

  • Универсальность, простое использование.
  • Экологичность применения.
  • Пониженный расход.

Минусов у смазки нет. Однако водители отмечают, что при сильном холоде трансмиссионное масло работает со сбоями. В северных регионах купите морозостойкую жидкость (выбор должен основываться на температуре окружающей среды).

ENEOS GL-5 75w90

Трансмиссионное масло, которое можно использовать при жаре и на сильном морозе. Создает плотную защитную пленку, которая не разрушается даже при сильных нагрузках.

При необходимости можно залить не только в механику, но и автоматическую коробку передач. ENEOS GL-5 75w90 не вспенивается, минимизирует риск ржавчины. Стоимость – 1200 рублей.

Преимущества трансмиссионного масла:

  • Сбалансированный выбор по соотношению “цена/качество”.
  • Небольшой расход при нагрузках.
  • Работает при отрицательных температурах.

Минусов у ENEOS GL-5 75w90 нет. Однако водители отмечают, что смазка продается не во всех магазинах. Поэтому рекомендуется покупать состав онлайн.

Роснефть KINETIC GL-4 75W90

Неплохое трансмиссионное масло российского производителя. Обладает низкой ценой, поэтому широко распространено у водителей РФ. В состав входит пакет современных присадок, поэтому смазка не слишком уступает европейским и американским аналогам. Цена – 500 рублей.

Преимущества:

  • Доступность (есть в любом магазине).
  • Простое применение.
  • Хорошо работает на морозе и в жару.
  • Неплохой выбор для старых автомобилей.

При выборе учтите, что масло KINETIC GL-4 75W90 плохо работает в машинах, которые испытывают повышенные нагрузки на дороге (автоматическая коробка или МКПП может начать заедать). Поэтому рекомендуется использовать смазку на легковых машинах (для грузовиков подберите более качественный трансмиссионный состав).

Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90

Качественное масло для трансмиссии, которое на российском рынке появилось пару лет назад. У него повышеннй срок годности, качественные присадки, стабильная текучесть. Подходит для легковых и грузовых машин. Цена – 900 рублей.

Преимущества:

  • Экологическая безопасность.
  • Низкий расход.
  • Устойчивость к нагрузкам.

Недостатков у трансмиссионной жидкости не обнаружено Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90, кроме высокой цены (как для полусинтетики).

Минеральные трансмиссионные масла

Рекомендуется вливать в старые машины, выпущенные более 10 лет назад. Обеспечивают неплохой уровень защиты МКПП (при невысокой цене в отличие от конкурентов).

Castrol Axle Z Limited slip 90

Подходит для легковых автомобилей и слабонагруженных грузовиков. Обеспечивает неплохой уровень защиты, подавляет развитие коррозии, уменьшает риск образования задиров, не портится при хранении. Выпускается в практичной таре, что упрощает транспортировку и хранение жидкости. Средняя цена – 600 рублей.

Преимущества трансмиссионного масла:

  • Низкая цена, доступность.
  • Отличный выбор для старых авто.
  • Можно найти в любом магазине.

Castrol Axle Z Limited slip 90 не рекомендуется использовать при отрицательных температурах окружающей среды (жидкость становится слишком густой, что негативно влияет на силовые агрегаты автомобиля). Учтите это при выборе.

MOTUL HD 85W140

Неплохой трансмиссионный состав, которые подойдет для любых коробок передач. Производители утверждают, что масло трансмиссионное 85w140 эффективно как для легковых автомобилей, так и для силовой техники, грузовиков, автобусов.

Благодаря стабильной вязкости состав можно использовать при отрицательной температуре , что удобно для жителей северных регионов России. Жидкость продается в таре различного объема (плюс для автомастерских). Цена – 400 рублей.

Преимущества смазочного MOTUL HD 85W140 для МКПП:

  • Умеренная цена, можно найти в любом магазине.
  • Универсальное применение.
  • Стабильная работы на морозе и при высокой жаре.
  • Практичная упаковка.

Водители отмечают, что недостатков у MOTUL HD 85W140 нет. Однако отмечают, что масло нельзя держать под открытым небом (прямые солнечные лучи вредны для него).

Лукойл ТМ-4

Российское масло, которое отличается хорошими характеристиками и полной экологической безопасностью. Содержит присадки, стабилизирующие вязкость состава. Можно использовать в автоматах и МКПП. Цена – 1000 рублей.

Преимущества:

  • Экологичность.
  • Удобная тара.
  • Стабильный состав.
  • Защита от коррозии.

Среди минусов – густеет при температуре ниже -20, пенится при длительном использовании, в продаже много подделок.

Takayama 75W-90 GL-5

Минеральный состав японского производителя, который подойдет для нагруженных ТС (грузовики, автобусы). Жидкость отличается улучшенной формулой.

Поэтому многие недостатки минеральных масел здесь сглажены. Жидкость защищает металл от образования задиров, подавляет коррозию, снижает трение. Стоимость – 1000 рублей.

Преимущества минеральной смазки:

  • Работает при любых температурах.
  • Неплохие технические характеристики.
  • Подойдет для тяжелого транспорта.
  • Выпускается в таре различного объема.

Среди недостатков – высокая стоимость (за ту же цену можно купить полусинтетику). Водители указывают, что жидкость продается не во всех магазинах (приходится покупать онлайн).

Правила хранения

Последнее о чем необходимо упомянуть – это несколько правил хранения открытого масла:

  • Срок годности трансмиссионного масла обычно 3-5 лет. Точнее смотрите на упаковке.Использовать просроченную смазку не рекомендуются, так как ее защитные свойства могут быть существенно снижены.
  • Срок хранения трансмиссионного масла необходимо исчислять не с даты разлива, а с момента откупоривания упаковки. Однако до момента открытия смазка должна храниться при правильных условиях, иначе оно может испортиться еще до момента вскрытия упаковки.
  • После вскрытия смазку следует хранить в заводской упаковке или канистре. Следует избегать металлических и пластиковых тар.
  • На хранение следует ставить в затемненное место (избегать прямых солнечных лучей), оптимальным будет прохладное помещение. Но при этом следует избегать морозов.

Не стоит пренебрегать этими правилами во избежания порчи смазки.

Новые классы API

MT-1

  • Масла для высоконагруженных агрегатов.
  • Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

PG-2 (проект)

  • Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Советы по выбору

Напоследок предлагается несколько полезных рекомендаций, которые упростят выбор хорошего и подходящего масла для коробки передач.

  1. Стоимость. Её нельзя назвать решающим фактором, но всё же важно учитывать свои возможности. Экономить и брать откровенно дешёвые составы не стоит. Но и для бюджетной и среднебюджетной машины вовсе не обязательно покупать элитные смазки. Выбирайте золотую середину.
  2. Тип коробки передач. Для механических трансмиссий предлагается широкая линейка разнообразных лубрикантов. Но есть отдельная категория масел, которые ориентированы на эксплуатацию в составе АКПП. Их можно легко идентифицировать по метке ATF. Смазки для автоматов отличаются более маловязкой формулой. Применять универсальные лубриканты, которые подходят в теории для МКПП и АКПП, не рекомендуется.
  3. Удельные нагрузки внутри коробки. Тут речь идёт о тех нагрузках, которые испытывает КПП в процессе езды. Если машина эксплуатируется в тяжёлых условиях, лучше выбирать соответствующие составы.
  4. Противозадирные присадки. Их наличие имеет положительное воздействие на некоторые характеристики и свойства. Но когда противозадирных присадок слишком много, это означает увеличение уровня сернистых соединений. Результатом их нахождения в КПП могут стать коррозийные процессы, затрагивающие цветные металлы. Но параллельно противозадирные присадки гарантируют защиту основных узлов коробки.
  5. Маркировка. Встречаются маркировки GL4 и GL5. Первые лучше взаимодействуют с переднеприводными авто, с второй вариант применяется для заднего и полного привода. Существуют универсальные смеси, у которых маркировка GL4/5. Смотрите на рекомендации производителя.
  6. Вязкость. В отличие от моторных масел, выбирать трансмиссионный лубрикант по вязкости (стандарт SAE) намного проще. Самым распространённым вариантом выступает 75W90.
  7. Рекомендации производителя. Они играют ключевую роль. Подбор масла для коробки лучше всего начинать именно с изучения мануала.

Актуальный рейтинг не позволяет раскрыть все подробности выбора, а также познакомить с полным ассортиментом качественных смазочных жидкостей.

Рейтинг играет лишь дополнительную, вспомогательную роль в вопросе покупки новой смазки для коробки передач. Только если масло соответствует требованиям автопроизводителя, его допускается применять на собственном транспортном средстве.

Источник: komvidpro.ru

getccleaner