Низкотемпературные смазки: состав, свойства, преимущества

Промышленное оборудование используется не только в благоприятной среде, но и в условиях низких температур. Его износостойкость напрямую зависит от качественных характеристик применяемых смазочных материалов. Последние необходимы при обслуживании технологических узлов для снижения негативного влияния разрушающих факторов: перепадов температур, трения, влияния механической нагрузки и вибраций, грязи, пыли, влаги.

Одна из характеристик смазок — рабочая температура. Нижний предел показателя определяется составом смазочного покрытия. «Низкотемпературные» смазки используются в северных широтах или на предприятиях, где предусмотрена работа холодильного оборудования.

Описание

Низкотемпературными называются смазки, которые благодаря составу не загустевают при морозе, даже если температура эксплуатации достигает -25…-70°С или ниже. Особенно актуально использование таких смазок в северных регионах, где промышленное оборудование работает круглогодично на улице при температуре -20-50°С. В суровые морозы обычные смазки загустевают настолько, что перестают поступать в зазоры между трущимися механизмами. В итоге их использование становится бессмысленным, ведь защита оборудования сводится к нулю.

Разработчики промышленных масел нашли выход из ситуации, и стали добавлять в состав загустители, позволяющие покрытию не утрачивать защитные свойства в неблагоприятной среде. Кроме того, в качестве базы стало использоваться не только минеральное масло, но и силикон.

Пластичные смазки

Весьма широкое распространение получили пластичные смазки. Их особенность заключается в том, что может менять свою форму при оказании механического воздействия. Примером является синяя смазка, которая сегодня часто применяется в машиностроительной области. Название продукта различных производителей может существенно отличаться, все зависит от установленных стандартов. Среди особенностей выбора пластичного варианта исполнения вещества отметим следующее:

  1. В продаже весьма распространена именно силиконовая смазка, которая обладает привлекательными эксплуатационными характеристиками. При рассмотрении того, как проводится смазка подшипников силиконовым веществом отметим, что в большинстве случаев оно вносится через боковую сторону.
  2. Как ранее было отмечено, полимочевинная смазка для подшипников является популярным предложением, которое применяется при обслуживании самых различных автомобилей. Она характеризуется относительно невысокой стоимостью, а также привлекательными свойствами, которые и определяют популярность.
  3. При необходимости рабочую поверхность можно смазать медной основой. В состав достаточно часто добавляется медный порошок, который существенно повышает устойчивость вещества к воздействию высокой температуры.

Пластичные варианты исполнения на 70-90% состоят из базового масла. Кроме этого, в состав добавляется загуститель, к примеру, мыло и твердые углероды. За счет подобного состава при отсутствии движения смазка находится в твердом состоянии, но при вращении подшипника начинает обладать свойствами жидкого.

При изготовлении в качестве основы применяются различные материалы, которые и определяют основные эксплуатационные свойства.

Сегодня пластичная смазка весьма распространена, так как после добавления может прослужить в течение длительного периода. Кроме этого, современные технологии производства позволили существенно снизить стоимость продукта. Именно поэтому многие рассматривают возможность приобретения подобного варианта исполнения смазывающего вещества.

Сфера применения

Северные регионы — не единственные места, где спасают низкотемпературные смазки. Также нуждаются в обработке морозостойкими материалами узлы морозильного оборудования, рефрижераторы и прочие холодильные установки. Смазки наносятся на такие элементы:

  • подшипники качения и скольжения, а также их направляющие;
  • высокоточные механизмы;
  • зубчатые передачи;
  • пневмоприводы и тросы;
  • гибкие валы;
  • криогенное оборудование;
  • механизмы, требующие минимального момента пуска.

Везде, где есть вероятность изменения температурного режима эксплуатации оборудования, должны использоваться морозостойкие (или, напротив, высокотемпературные) смазки.

Где применяется морозостойкая смазка?

Такие материалы широко используются в суровых производственных или климатических условиях, где преобладают низкие температуры. Морозостойкие смазки, по сравнению с традиционными, обладают улучшенными характеристиками и работают при температурах до -50 °С.

Следует отметить, что нижняя граница рабочих температур в каждом конкретном случае определяется не только характеристиками смазки. Мощность механизмов и тип узла также оказывают значительное влияние на минимальную температуру применения смазки.

Например, морозостойкая смазка, которая хорошо работает в элементах шасси строительной техники, может оказаться совершенно непригодной для смазывания высокоскоростных маломощных устройств. А иногда обычная смазка, не являющаяся морозостойкой, оказывается достаточно эффективной при температурах до -50 °С при работе в мощных механизмах.

Морозостойкая смазка используется для смазывания различных узлов:

  • подшипников качения вентиляторов,
  • приводов и редукторов управления,
  • узлов трения автомобилей – зубчатых зацеплений стартера, замков, приводов стеклоподъемников, подшипников генераторов, тросов управления,
  • подшипников шпинделей,
  • направляющих дерево- и металлообрабатывающих станков
  • других узлов трения, работающих в условиях низких температур до -50 °С и/или высоких скоростей.

Разновидности

Низкотемпературные покрытия встречаются в группах пластичных и твердых смазок.

Пластичные состоят из базы, загустителей и присадок. В качестве базы используются минеральные масла, изготовленные на основе отходов нефтепереработки, и синтетические — Полиальфаолефины (ПАО), силиконовые масла.

Твердые смазки представлены в виде смеси консистентных смазок с твердыми компонентами или в виде сухого покрытия. Чаще практикуется распыление смазки на поверхность деталей узлов с последующим высыханием состава. В зависимости от выбора твердосмазочного материала покрытия могут проявлять стабильность при температуре -200…+850°С даже при условии одновременного воздействия агрессивной среды.

Из чего изготавливают низкотемпературные смазки?

Для производства низкотемпературных смазок используются маловязкие синтетические или минеральные масла, а в качестве загустителя выступает церезин, литиевое, кальциевое или другой вид мыла.

Некоторые производители для повышения эффективности смазочного материала ограничивают или полностью исключают из состава минеральные и гидрокрекинговые масла. Чтобы предотвратить застывание смазки при минусовых температурах в них не используются смолистые компоненты, которые теряют пластичность на морозе.

В низкотемпературных смазках также не должно быть графита, молибдена и других тяжелых компонентов. Это обусловлено тем, что металл при воздействии отрицательных температур становится хрупким и может разрушиться от неестественных деформаций. В этом случае твердые смазки способствуют образованию царапин, задиров и других механических повреждений.

Низкотемпературные составы также отличаются малым содержанием парафиновых углеводородов.

Состав и характеристики

В консистентные смазки добавляют загустители, придающие им морозостойкость. Наиболее распространенные виды добавок:

  • Литиевое мыло. Компонент известен как отличный усилитель свойств смазочных материалов еще с 1942 г. С ним покрытия становятся более термостабильными, водостойкими, имеют высокую прочность на сдвиг.
  • Кальциевое мыло — помогает получить термостойкий продукт с высокими антикоррозионными свойствами.
  • Литиевый комплекс — состав, изготовленный на основе 12-гидроксистеариновой кислоты. При наличии добавок в виде фосфорной и борной кислоты состав становится более стабильным.
  • Бариевый комплекс — благодаря данной добавке состав стоек к высоким нагрузкам. Большой недостаток добавки — токсичность, поэтому данный вид загустителей все реже используется в производстве.
  • Алюминиевые комплексы представляют собой Стеарат и Бензоат алюминия. Составы не приносят вред окружающей среде, быстро разлагаются и поэтому все чаще используются на производствах.

При выборе низкотемпературной смазки следует обращать внимание на показатель вязкости (NLGI). Более низкому показателю (00) соответствует более жидкая консистенция. Такие составы являются альтернативой маслам и теряют свойства при достижении температуры -20°С.

Смазки NLGI 1 — мягкие, пластичные, легко проникают в зазоры и используются на оборудовании, работающем под невысокой нагрузкой.

Большего внимания заслуживают составы с показателем NLGI 2. Они достаточно вязкие, чтобы не менять свойства даже при больших нагрузках и температуре до -50°С.

Еще более твердые (полутвердые) составы с показателем вязкости NLGI 3 могут выдерживать экстремально низкие температуры от -50°С и работать при большой механической нагрузке.

Несомненно, помимо NLGI, важны показатели противозадирности, водостойкости, консервационные качества, стабильность, антиокислительные свойства.

Твердые смазки содержат углеродные материалы, полимеры, мягкие металлы, дихалькогениды переходных металлов. Свойства смазки определяют добавки. В их число входит:

  • Графит — может использоваться при условии, что производственный процесс происходит не в вакууме. Если нарушить это правило, происходит «сухое пыление» графита, и состав теряет свои свойства. Графен, как и графит, добавляемый в твердые смазки, является аллотропом углерода. Это мощный химически- и термоустойчивый элемент, благодаря которому снижается трение и износ запчастей.
  • Алмазоподобный углерод. Элемент гарантирует низкое трение и скорость износа, но при этом отлично выдерживает высокие нагрузки благодаря высокой твердости и упругости.
  • Адаптивные нанокомпозиты, TMD — компоненты, которые при работе в сухом инертном газе и вакууме не подвергаются окислению и не взаимодействуют с водой.
  • Полимеры, например — политетрафторэтилен (ПТФЭ) и полихлорфторэтилен (ПХФЭ), имеют высокие антифрикционные свойства, отличаются износостойкостью.
  • Мягкие металлы — характеризуются высокой термостойкостью, и при снижении температуры не окисляются, сохраняют противостояние к истиранию.

Если консистентные смазки трудно нанести, выручают твердые, не уступающие по показателям морозостойкости.

Как выбрать хорошую смазку для подшипников генератора?

Чтобы определить, какую смазку использовать для подшипников генератора автомобиля, нужно изучить ее свойства и проверить соответствие условиям, в которых она будет работать. Ключевыми характеристиками являются:

  • Сохранение вязкости при разных температурах. Так как подшипник работает в широком температурном диапазоне – от -50°C при зимнем запуске в холодных регионах и до +120°C в процессе вращения ротора, хорошая смазка для подшипников генератора автомобиля не должна затвердевать при охлаждении и вытекать при нагревании.
  • Содержание присадок и их тип. Смазка должна содержать консервирующие (сохраняющие ее свойства длительное время), антикоррозийные и противозадирные добавки.
  • Стойкость на вымываемость. Смазывающий материал должен быть устойчивым к воздействию воды, попадание которой в генератор не исключено, и минимально вымываться ею.
  • Точка каплепадения. Это показатель температуры, при котором смазка становится достаточно жидкой для того, чтобы начать капать. Чем выше точка – тем большие температуры выдерживает состав. Для скоростных подшипников точка каплепадения – не ниже 150 градусов Цельсия.
  • Химическая стойкость. В процессе работы при высоких температурах ингредиенты смазывающего состава не должны разлагаться и образовывать окислы. Эти процессы вызывают быструю потерю смазывающих и защитных свойств, поэтому смазка для подшипников генератора автомобиля должна быть химически стабильной.

Специализированная смазка для подшипников

Универсальные смазочные материалы редко удовлетворяют всем перечисленным требованиям сразу. Специализированная смазка, рассчитанная именно на работу в средне- и высокооборотистых подшипниках, показывает лучшие результаты. Поэтому, выбирая, чем набить подшипник генератора, стоит смотреть в сторону узкопрофильных средств на литиевой основе имеющих полимочевинный загуститель с классом вязкости NLGI-2.

Неправильно выбранный лубрикант быстро потеряет свойства и приведет к преждевременному выходу подшипника из строя. Не исключен повышенный износ ремня и перерасход топлива. Поэтому лучше сразу точно определить, какая смазка нужна для подшипников генератора автомобиля, и нанести ее, чем разбирать и обслуживать его каждые 5–10 тысяч километров.

Необслуживаемые подшипники закрытого типа, в качестве смазки которых вы сомневаетесь, обслуживать нужно до появления проблем! Спасти их можно только пока шум проявляется на холодную, но утихает после разогрева.

Если генератор уже завывает или хрустит и на горячую – подшипник в любом случае скоро придется менять из-за большой выработки. Если сомнения вызывает новая деталь – лучше удалить заводской смазывающий материал и заменить его сразу.

Определив, какой смазкой лучше смазывать подшипники генератора, и подготовив её, нужно качественно удалить остатки старого лубриканта. Смазывающие материалы с разными составами могут вступать в нежелательные химические реакции, которые часто приводят к утрате их ключевых свойств и к быстрому износу шариков и колец.

ТОП-5

Смазки, выдерживающие экстремально низкие температуры, изготавливаются как отечественными производителями, так и заводами США, Японии, Франции, Америки, Германии. Положительно себя зарекомендовали смазочные материалы Мolykote, Loctite, Weicon, Efele, Dow corning, Simalube, Ntn-snr.

Molykote 33 Medium

Лидирующие позиции на рынке смазочных материалов занимает американский бренд Мolykote (название происходит от сочетания 2 английских слов: «moly» — молибден, «coating» — покрытие). В ассортимент входят и низкотемпературные покрытия, в частности — Molykote 33 Medium. Основа продукта — силикон, дополненный литиевым мылом. Смазка соответствует 2 классу консистенции по NLGI. Диапазон рабочих температур составляет -73…+204°С. Состав не оказывает разрушающего воздействия на покрытия узлов оборудования, поэтому может использоваться в парах металла с металлом, пластиком, эластомерами.

Molykote 33 Medium устойчива к смыванию водой и имеет высокую работоспособность.

Смазка применима везде, где присутствуют перепады рабочих температур и необходимо обеспечить точную работу механизмов. Molykote 33 Medium обрабатывают подшипники качения и скольжения, направляющие скольжения, зубчатые передачи, гибкие валы, уплотнения и прочие запчасти промышленного оборудования.

WEICON Anti-Seize

При сборке узлов агрегатов используются плотные по консистенции пасты. Они защищают от задиров и заедания, предотвращают процессы коррозии и окисления. Паста WEICON Anti-Seize от немецкого производителя изготовлена на основе синтетических масел и отлично справляется с заглаживанием микротрещин, неровностей. Состав выдерживает давление 230N/мм2, а также может использоваться в температурном диапазоне -180…+1200°С. Кроме того, смазка обладает диэлектрической прочностью (0,47 кВ/мм), противостоит попаданию влаги на детали и устойчива к соляному туману (DIN 50017: >170 ч).

Паста не является альтернативой использования пластичных смазок, поэтому при проведении планового технического обслуживания оборудования необходимо обработать узлы для снижения риска износа.

EFELE SG-321

Смазки отечественного производства от не уступают импортным. В условиях низких температур применяется EFELE SG-321. Смазка изготовлена на основе синтетического масла, в качестве загустителя содержит сульфонат кальция. Диапазон рабочих температур составляет -55…+150°С. Также к положительным характеристикам относятся: высокая механическая и окислительная стабильность, высокие антикоррозионные свойства, совместимость с пластмассами и эластомерами.

EFELE SG-321 может применяться в узлах трения подъемного и транспортного промышленного оборудования, в подшипниках и прочих элементах трения, используемых в металлургической, деревообрабатывающей, керамической, полимерной и иных отраслях промышленности.

Modengy 1001

Антифрикционное покрытие Modengy 1001 производится в США. Продукт наносится в виде спрея и относится к твердосмазочным материалам. Основу Modengy 1001 составляет неорганический связующий материал, дополненный дисульфидом молибдена и графитом. Преимущество смазки — возможность качественной обработки труднодоступных поверхностей. Состав наносится тонким слоем и полимеризуется в считанные секунды при комнатной температуре, образуя на поверхности прочную пленку. Диапазон рабочих температур составляет -180…+440°С. Modengy 1001 используется в запыленной среде, имеет высокую несущую способность и низкий коэффициент трения. Аэрозолем обрабатывают направляющие скольжения станков, пружины, резьбовые соединения.

Смазка в зависимости от типа подшипников

Применяемая смазка для высокоскоростных подшипников обеспечивает длительный эксплуатационный срок изделия. Рекомендациями по выбору выглядят следующим образом:

  1. Для начала учитываются условия эксплуатации. Как ранее было отмечено, во многом эксплуатационные характеристики зависят от температуры окружающей среды и других моментов.
  2. Продается смазка для подшипников скольжения в самых различных видах. Наибольшее распространение получила жидкая смазка, так как она проста в применении и обладает весьма привлекательными свойствами. В последнее время стали использовать газообразные смазки по причине простоты нанесения и возможности равномерного распределения.
  3. Вязкость и другие параметры указываются производителем в инструкции по эксплуатации.

Кроме этого, классификация проводится по тому, какие именно подшипники могут смазываться. В продаже можно встретить отдельный продукт для игольчатых подшипников и для скоростных шариковых, закрытых и керамических подшипников. При производстве подобного товара уделяется внимание тому, при каких условиях будет эксплуатироваться узел. К примеру, керамические варианты исполнения рассчитаны на воздействие весьма высокой температуры, однако они не рассчитаны на ударную нагрузку. Для высоких оборотов также выпускают отдельную группу смазок.

Зарубежные и российские морозостойкие смазки

Ассортимент пластичных смазок, в том числе и морозостойких, поистине огромен. Производители применяют передовые технологии и самое современное оборудование для повышения качества выпускаемых материалов.

До недавнего времени лидером в области производства таких смазок считались Соединенные Штаты Америки. Первая смазка, предназначенная для применения на Аляске и в Арктике, была создана именно в США по заказу одного из департаментов по смазочным материалам.

В России первые морозостойкие смазки начали разрабатываться в советское время в специальных научно-исследовательских институтах. Сегодня крупные производственные компании и НИИ продолжают разработки и совершенствование этого класса материалов.

Морозостойкие смазки отечественно производства учитывают климатические особенности России и многие из них достойно конкурируют с импортными материалами.

Жидкие масла для подшипников велосипеда

Выпускаются в различных видах емкостей: небольших канистрах, бочках, а также флаконах-масленках. Степень вязкости бывает разной. Автомобильным маслом смазывают, например, шарикоподшипники трещоток или тормозные ручки. Можно обрабатывать втулки байка. Хватает трех капель, чтобы обновить средство.

Советуют точно соблюдать дозировку во избежание вытекания излишек, которые могут разрушить резины покрышек. Веретенное масло обладает меньшей вязкостью. Его льют в вилку байка, а также обмазывают ее ножки. Жидкое средство для смазывания обновляют каждые 2-3 недели или сразу после езды в дождливую погоду.

Преимущества смазок для экстремальных температур Divinol

Применение высоко- и низкотемпературных смазок наделяет Ваш технологический цикл массой преимуществ. Оборудование благодаря средствам серии Divinol работает стабильно и без простоев. Ремонт его будет требоваться гораздо реже. Это позволяет снизить затраты на производство, а также себестоимость готовой продукции.

Благодаря уменьшению уровня цены и повышению качества готовых изделий, Вы сможете повысить конкурентоспособность продукции. Рост чистой прибыли в конце отчетного периода при этом гарантирован. Именно по этой причине в последнее время так возросла популярность специальных смазочных веществ. Экономический эффект гарантирован только при использовании высококачественных расходных материалов.

Зачем смазывать подшипники?

Смазка образует маслянистую пленку между действующими поверхностями подшипников.

Ее главные функции:

  1. Уменьшение трения. Вследствие этого работа частей детали происходит лучше.
  2. Снижение шума.
  3. Охлаждение, предотвращение нагревания до критически высокой температуры.
  4. Препятствие возникновения коррозии из-за водоотталкивающего свойства многих средств.
  5. Защита от загрязнений, которые проникают извне.
  6. Предотвращение стирания мелких частей, увеличение срока службы.

Источник: komvidpro.ru

getccleaner