Рейтинг лучших отечественных автомобильных аккумуляторов 2021 года

Ещё 15-20 лет назад аккумуляторы российского производства считались морально устаревшими и не соответствующими реалиям рынка. Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом, и если раньше даже внутренний спрос был невысоким, то в настоящее время многие отечественные производители успешно осваивают внешние рынки, конкурируя с признанными европейскими и азиатскими брендами.

Что касается рынка внутреннего, то тут у АКБ российского производства имеются даже определённые преимущества. Во-первых, это более доступная стоимость, а во-вторых, они адаптированы под суровый северный климат. Для большинства иностранных аналогов сильные морозы являются серьёзной проблемой, хотя в средней полосе, в той же Москве, они чувствуют себя довольно неплохо.

Так или иначе, но стагнация авторынка, вызванная известными причинами, коснулась всех россиян, и теперь ценник запчастей и расходников, включая аккумулятор, становится более важным критерием, чем качество и долговечность. Впрочем, лучшие российские аккумуляторы вполне достойны оценки на среднеевропейском уровне. Ознакомимся с востребованными производителями аккумуляторов в России и их продукцией.

Аккумуляторные технологии

Бренд АкТех известен с 2000-х, однако он занимается производством АКБ на мощностях предприятия с почти столетней историей. был построен в 30-х годах, поставляя аккумуляторы для становящейся автомобильной отрасли. В 90-х годах он был на грани закрытия, был разделён на три компании, и одна из них, «Аккумуляторные технологии», оказалась успешной. Настолько, что уже через несколько лет её лучшие модели аккумуляторов начали устанавливаться на автомобили ВАЗ и других марок, а впоследствии продукция завода была успешно сертифицирована в соответствии с европейскими стандартами.

Позже компания начала получать регулярные заказы от Министерства обороны и начала осваивать рынки соседних стран. В 2010-х был освоен выпуск аккумуляторов, соответствующих азиатским стандартам. На предприятии успешно осваивают новые технологии, в том числе собственной разработки. Пример – внедрение технологии FiberGlass Composite (EFB), позволившая заметно увеличить ресурс аккумуляторов благодаря применению композитного армирования активной зоны.

В настоящее время производственная линия АкТех включает оборудование от грандов мировой аккумуляторной отрасли – Exide, Wirz, Bosh и др. Её суммарная площадь с учётом всех производственно-технологических цепочек составляет порядка 22 тысяч квадратных метров. Производственный процесс сертифицирован по стандартам качества ISO 9001:2008/2015. Компания выпускает аккумуляторы нескольких линеек, предназначенных для установки на легковые автомобили всех ценовых категорий, от бюджетных до премиальных, включая внедорожники. Есть серия АКБ для грузовиков.

Продукция АкТех возглавляет топ российских аккумуляторов для автомобилей благодаря следующим особенностям:

  • использование при производстве пластин гибридной технологии (Ca+, Ca/Ca), что позволило объединить лучшие характеристики кальциевых и классических сурьмянистых аккумуляторов, сделав их более устойчивыми к неоднократным глубоким разрядам, уменьшить потери электролита и понизить саморазряд;
  • технология Tetra Oxide Power позволила улучшить антикоррозионные свойства электродов, увеличить ёмкость и стартерный ток аккумуляторов;
  • технология ChessPlate призвана повысить сопротивляемость активной массы осыпанию, тем самым увеличив срок годности батарей;
  • технология Expanded metal, используемая при изготовлении отрицательных электродов, заключающаяся в растяжке металла и его специальном перфорировании, делает пластины более долговечными и стойкими к коррозионным процессам;
  • вместо традиционных пробок используется крышка, изготавливаемая по лабиринтной технологии, позволившая существенно уменьшить потери электролита;
  • добавление в активный слой диоксида кремния также служит улучшению характеристик аккумуляторов: укреплению прочности пластин, снижению их осыпания, увеличению электропроводимости активных веществ, расширению температурного диапазона эксплуатации (от минус 40 до плюс 50 градусов по Цельсию);
  • технология PowerPass также направлена на улучшение токопроводимости активной массы;
  • использование униклемм (конусный клеммный вывод и болтовое соединение) улучшило их прочностные характеристики, заметно понизив эффект нагревания и вероятность расплавления контактов.

В рейтингах лучших российских аккумуляторов такие линейки, как АкТех, Орион, Зверь, Соло, неизменно занимают самые высокие места.

Как выбирать

Если используемая машина уже давно не новая, то эксперты советуют приобретать свинцово-кислотные варианты. В противоположном случае, то есть для нового автомобиля, лучше задуматься о покупке AGM — он отлично восстанавливает заряд и дает большой стартовый ток. К минусам такого аккумулятора можно отнести высокую требовательность к условиям зарядки.

Гелевая АКБ имеет высокую цену и применяется в основном для тюнинга автомобиля. Она обладает отличной токоотдачей и легко переносит сильный разряд.

Благодаря этим свойствам, ее можно использовать для подключения мощной мультимедийной системы. При этом за основную электрику будет отвечать другой аккумулятор.

Еще один пункт, который следует учитывать, — это полярность заряда. Чаще всего провода у автомобиля расположены неудобно или же они имеют короткую длину. Сделано это для подключения АКБ «неправильного» вида. При повороте батареи клеммами к себе, российские автоаккумуляторы будут иметь «плюс» с левой стороны, европейские аналоги — с правой.

Рекомендуем: Особенности автомобильных аккумуляторов AFA

Также на этикетке устройства указан пусковой ток, который измеряется по трем стандартам:

  • En — европейская шкала, которая показывает максимальный ток, отдаваемый аккумулятором при температуре -18 градусов по Цельсию и напряжении выше 7,5 В.
  • SAE — стандарт США: измерение тока происходит при -18 градусах в течение полуминуты, минимальное напряжение -7,2 В.
  • DIN — немецкий стандарт, температура измерения та же, что в других вариантах, но напряжение не должно падать ниже 9 В.

Как можно догадаться, самые жесткие требования у немецких стандартов.

Если по европейской шкале аккумулятор выдает 600 А, то по DIN он выдаст 365 А. Именно по этой шкале стоит ориентироваться, выбирая новую батарею.

Тюменские аккумуляторы

В списке лучших аккумуляторных заводов России нельзя не упомянуть Тюменский аккумуляторный завод. ТАЗ – одно из старейших предприятий отрасли, преемник Подольского аккумуляторного завода, мощности которого были эвакуированы в Тюмень во время Великой Отечественной войны. Уже в 1952 году здесь изготовили около миллиона аккумуляторов, а сегодня годовой выпуск составляет 75 миллионов АКБ, которые поставляются в том числе и за рубеж. Что характерно, все комплектующие, участвующие в производстве аккумуляторов, от сепараторов до моноблочных корпусов производятся из отечественных материалов и сырья. Продукция предприятия сертифицировано по стандарту ISO 9001-2011.

Кроме АКБ для легковых автомобилей, ТАЗ производит батареи для тяжёлой техники на гусеничном ходу, для мототехники, электрокаров, грузовиков, спецтехники, железнодорожного подвижного состава, электростанций и пр.

Рассмотрим линейку стартовых батарей бренда для легкового автотранспорта:

  • Премиум – входит в число лучших российских аккумуляторов, в состоянии переносить неоднократные глубокие разряды. Для 95-амперной модели номинал резервной ёмкости составляет 170 минут при максимальном пусковом токе 720 ампер. 65-амперная модель на испытаниях продемонстрировала отличный показатель по приведённой энергии пуска мотора – свыше 29 кДж. Разумеется, премиальность линейки сказалась и на стоимости, которая находится в диапазоне 3600-7000 рублей;
  • Стандарт – линейка, у которой средние показатели ниже, чем у премиальной, но отдельные модели заслуживают уважения: при пусковом токе 790 А они позволят при отказе генератора проехать порядка 180 минут только на аккумуляторе. Стоимость АКБ – от 3000 до 5000 рублей;
  • Сибирь – серия аккумуляторов с улучшенной способностью переносить перепады в бортовой сети автомобиля. Самая мощная модель имеет ёмкость 92 А*час при номинале пускового тока 700 А. Ценовой диапазон – 3700-6700 рублей;
  • Тайга – аккумуляторы, обладающие обширным диапазоном рабочих температур, с передовой технологией отвода газов. 90-амперная модель имеет резервную ёмкость на уровне 160 минут. Стоимость серии – от 3500 до 7000 рублей.

Считается, что именно тюменские аккумуляторы лучше всего адаптированы к суровым зимам и способны нормально работать при температурах до -50 градусов.

Гелевые и AGM батареи

Эти АКБ заполняют гелем, а не жидким электролитом. Гель, основанный на двуокиси кремния, помогает избежать замыкания между пластинками и увеличивает общий срок жизни аккумуляторной батареи. Гелевые отечественные АКБ для авто почти не производятся на территории России из-за сложной технологии и высокой цены. Ценник стартует с отметки 18 тыс. рублей.
Рекомендуем: Каким должен быть пусковой ток аккумулятора автомобиля

Что касается AGM батарей, то здесь электролит располагается в «губках» из стекловолокна, которые лежат между пластинами. При изготовлении используется чистый свинец, который обеспечивает высокие токи, что оказывает влияние на скорость заряда. Этот тип батареи производится . Они продают АКБ емкостью до 200 А/ч по цене около 14 тыс. рублей.

Алькор

Особенностью этой марки российских аккумуляторов является тот факт, что ЗАО МПКФ Алькор – компания родом тоже из Тюмени. Дата её образования – 1990 год, но аккумуляторы начали здесь производить позже, когда компания стала собственностью . В 2000 году было завершено строительство собственных водоочистных сооружений, необходимых для изготовления электролита, и с этого времени начался отсчёт времени производства полного цикла. Правда, на первых порах большинство комплектующих поставлял ТАЗ, а уже в 2009 году здесь впервые наладили выпуск гибридных батарей. В 2014 была внедрена технология Punch при создании свинцовых решёток. В настоящее время производственная линия предприятия включает оборудование, поставленное известными североамериканскими, итальянскими и китайскими компаниями.

Особенности аккумуляторов Алькор:

  • использование итальянской технологии очистки воды для электролита;
  • высококачественная пайка и точнейшее соединение деталей аккумуляторам благодаря применению итальянского оборудования и стандартов;
  • свинцовая паста содействует быстрой зарядке батарей независимо от выбранного режима;
  • добавление кальция делает пластины более прочными, вибростойкими, снижая их саморазряд.

Перед отправкой в магазины все аккумуляторы тестируются на предмет полной работоспособности. Модельный ряд бренда включает линейки «Медведь», «Ямал», «Буран», «Салют», Space, BatBear и др.

Аком

Среди российских производителей аккумуляторов компания Аком может похвастаться немалым числом контрактов с отечественными автопроизводителями – GM-АвтоВАЗ, ИжАвто, Лада-Тул и другими. И хотя аккумуляторный завод Аком достаточно молодой (работает с 2001 года), он сумел за пару лет выйти на полный цикл изготовления автомобильных аккумуляторов, чему способствовала протекция Johnson Controls. Поначалу АКБ выходили под брендом Varta, понемногу предприятие осваивало новейшие технологии, а в 2006 году сумело наладить изготовление свинца, легированного кальцием, благодаря чему пластины стали более прочными и стойкими к коррозии.

Аккумуляторы Аком характеризуются способностью работать при экстремальных температурах, пройдя ряд успешных тестов в условиях суровой Арктики и не менее экстремальной Сахары.

Популярные линейки АКБ для легковых автомобилей – Acom, Ultimatum, Bravo, Reactor. Имеются серии, предназначенные для установки на коммерческий транспорт.

Лидеры рынка

Чаще всего люди приобретают продукцию известных брендов. Не обходит стороной эта тема и рынок аккумуляторов. Приобретая продукцию неизвестной фирмы, велик шанс нарваться на некачественный товар. Чтобы этой ситуации не произошло — стоит посмотреть на список лучших производителей:

  • Bosch. Эта немецкая фирма известна на весь мир своей электронной техникой. Как и вся продукция, аккумуляторы компании славятся своим качеством. Основные преимущества: медленная скорость разряда, возможность восстановления заряда и хорошая работа при минусовой температуре.
  • Varta. Еще один надежный производитель, обладающий немецким качеством. К плюсу АКБ можно отнести большой срок службы и коррозионную стойкость. Кроме того, в конструкции предусмотрен губчатый фильтр, который исключает возможность возгорания. К тому же Varta производит довольно бюджетные модели, доступные многим автолюбителям.
  • Topla. Словенская фирма производит аккумуляторы с 70-х годов XX века. Выпускаются кальциевые и гибридные модели.
  • Mutla. Эта турецкая компания начала выпуск аккумуляторов еще в конце Второй мировой войны и остается среди лучших и в наши дни. Основная продукция делится на три категории: Тах i, Standart и Start — Stop. Впрочем, все товары фирмы отличаются высоким качеством и доступностью.
  • Среди отечественных производителей можно отметить компанию Akom, которая была основана в 2002 году на базе старого завода. Фирма быстро наладила контакты с зарубежными производителями, переобучила персонал и закупила новое оборудование. Благодаря этим мерам, Akom быстро вышла в лидеры на российском рынке. Продукция компании, как утверждает производитель, обладает низкой скоростью разряда.
  • ТАЗ (Тюменский автомобильный завод) — один из самых крупных производителей российских автомобильных аккумуляторов. Ассортимент очень широкий и доступный рядовому автомобилисту. Завод выпускает АКБ как для авто, так и для тепловозов, а также выпускает электролит.

Рекомендуем: Почему окисляются клеммы аккумулятора: причины и очистка

Саратовский

Это самое возрастное в России предприятие, специализирующееся на производстве аккумуляторов, преимущественно специального назначения. Основанный в 1929 году, в настоящее время завод изготавливает пластиковые комплектующие, поставляемые вы том числе за рубеж, а также готовые АКБ для мототехники, легкового/грузового автотранспорта, сельскохозяйственной и строительной техники, для авиации и аккумуляторы военного назначения.

В числе заказчиков продукции предприятия – такие солидные структуры, как Роскосмос, ВКС, ВМФ (аккумуляторы серебряно-цинкового типа).

Курский аккумуляторный завод “Аккумулятор”

Производство свинцово-кислотных аккумуляторов было налажено здесь ещё в 1952 году, спустя два года предприятие освоило выпуск щелочных батарей, после реконструкции в 1995 году завод перешёл на изготовление современных АКБ разных форм-факторов и типов:

  • свинцово-кислотных, используемых на предприятиях тяжёлой промышленности;
  • щелочных тяговых аккумуляторов, в качестве источников питания для электрокаров и подобной техники;
  • никель-железные – для обеспечения тяги электровозов, задействованных в карьерах и на рудниках;
  • никель-кадмиевые батареи активно используются на общественном транспорте – метро, трамваях, троллейбусах, электровозах/тепловозах;
  • никель-кадмиевые герметичные аккумуляторы обеспечивают электропитанием системы сигнализации, средства связи, АСУ.

Tungstone

Одно из самых молодых отечественных предприятий, рязанский был запущен в 2004 году совместными усилиями российских и британских специалистов. Специализация у завода достаточно обширная – это и стартерные АКБ и тяговые батареи, а также литий-ионные аккумуляторы и источники питания промышленного назначения.

Полный производственный цикл предприятия – это 12700 квадратных метров площадей, не считая собственные очистные сооружения, на заводе трудится около 450 человек. Имеется собственная физико-химическая лаборатория, где проводятся исследования и проверяется качество готовой продукции. В 2021 году рязанский завод освоил технологию Con-Cast непрерывного литься электродов с использованием легированного кальцием сплава.

Мощности предприятия позволяют ежегодно производить порядка миллиона АКБ (16 автомобильных линеек и 7 промышленных), в том числе аккумуляторы для МАЗов и КАМАЗов. По годовым объёмам продаж (в 2021 году – 2,7 миллиардов рублей) компания вышла на 4 место в стране.

Среди наиболее востребованных серий батарей – «Гладиатор», «Спутник», «Атака», «Контакт», Tungstone, Fora, SilverStar.

Методика расстановки по местам

В испытаниях каждого вида брали лучший и худший результаты и присваивали им соответственно 5 баллов и 1 балл. Остальные участники получали промежуточные оценки согласно расположению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замерах резервной емкости лидер показал результат 143 минуты, а аутсайдер — 116 минут, то участник с результатом 118 минут получал 1,30 балла. Если АКБ проваливала экзамен, то ее оценка — 0. Итоговый балл — это среднее арифметическое четырех промежуточных оценок.

Мы пересчитали итоговые показатели с учетом цен АКБ. Результаты оказались предсказуемыми: параметр «цена/качество» с огромным запасом вывел на первое место тюменскую батарею. Второй оказалась Varta, а бронзу забрал себе Medalist.

ПОБЕДИТЕЛИ ЭКСПЕРТИЗ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ» ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

  • 2019:
    Medalist, Cene, Tyumen Battery Premium
  • 2018:
    Tyumen Battery Premium, American, Medalist
  • 2017:
    Мedalist, Tyumen Battery, American
  • 2016:
    Tyumen Battery Premium, Varta, Мutlu
  • 2015:
    Tyumen Battery Premium, Topla, Exide Premium
  • 2014:
    Varta, Banner, Bosch
  • 2013:
    Tyumen Battery Лидер, Mutlu, Royal
  • 2012:
    Varta, Мedalist, Topla
  • 2011:
    Мedalist, Panasonic, Titan
  • 2010:
    Мedalist, Varta, Зверь
  • 2009:
    Varta, Мedalist, A-mega
  • 2008:
    Bosch, Medalist, Varta
  • 2007:
    Мutlu, Акoм, Мedalist
  • 2006:
    Varta, Мedalist, Bosch
  • 2004:
    Tyumen, Tyumen, Мedalist
  • Тест 7 автономных пусковых устройств и советы по их использованию вы найдете тут.
  • Различные зарядные устройства есть в нашем интернет-магазине.

Экспертиза аккумуляторов: четыре российских против шести импортных

Источник: komvidpro.ru

getccleaner