Для борьбы с коррозией на металле используют специальные средства – преобразователи ржавчины.
В их состав входят активные компоненты, которые взаимодействуют с оксидами железа, превращая их в защитный слой, благодаря которому процесс распространения коррозии будет остановлен.
О том, какой преобразователь ржавчины выбрать, какой из них самый лучший и эффективный, читайте в статье.
Как выбрать преобразователь ржавчины
Проблема выбора преобразователей ржавчины целиком и полностью восходит к проблеме отсутствия знаний о механизме работы. В большинстве случаев люди, решившие купить такое средство, опираются на уже имеющийся опыт, либо уповают на собственное везение. Ввиду этого проект Expertology предоставляет вам чёткое руководство к выбору и рекомендует обращать внимание на следующие аспекты:
- Основное действующее вещество. Таковых в преобразователях ржавчины два: кислоты или активные ионы цинка. Первые предназначены для срочной ликвидации коррозии с максимальным воздействие на очаг её возникновения. Результатом такого воздействия обычно является солевой налёт, который легко стирается сухой тряпкой. Преобразователи на основе цинка, в свою очередь, оказывают на металл протекторное воздействие, параллельно уничтожая ржавчину на его поверхности. По итогам нанесения на месте обработки появляется тонкая цинковая плёнка, защищающая металл от негативных факторов окружающей среды. Недостаток такого средства: возможно неполное воздействие на очаг ржавления, который, при сходе оцинковки, начнёт повторно развиваться.
- Консистенция. Ещё одним немаловажным параметром преобразователей ржавчины является консистенция. От неё зависит как возможность проникновения в зоны с глубокой коррозией, так и метод нанесения. Аэрозольные составы обладают более высокой абсорбцией, могут проникнуть в труднодоступные места, но значительно уступают конкурентам в концентрированности на определённой локации. Напротив, пастообразные преобразователи используются преимущественно в легкодоступных местах, не обладают высокой проникающей способностью, но обеспечивают более серьёзную местную защиту, часто используясь вместо грунтовки. В настоящее время на рынке появились гелевые преобразователи, сочетающие в себе плюсы первых двух консистенций, однако их стоимость несколько выше.
- Уровень безопасности. Несмотря на то что абсолютно все преобразователи ржавчины являются опасными для кожных, слизистых покровов и дыхательных путей человека, до недавней поры все они относились к числу взрывоопасных. На сегодняшний день существует большое количество альтернатив, которые не содержат в своём составе горючих веществ, но обладают механизмом действия аналогичной эффективности. По возможности, отдайте предпочтение подобным составам.
Тип средства | Преимущества | Недостатки |
Нейтрализатор ржавчины | + Обладает лучшим проникающий действием, достигая очага коррозии
+ Быстрое высыхание на всей поверхности (в т.ч. в углублениях неровностей) + Образование легко стираемых продуктов нейтрализации коррозии + Косвенное увеличение срока службы металла (при обязательной последующей обработке) |
– Вещество, агрессивное по отношению к лакокрасочным покрытиям
– Отсутствие полноценной защиты обработанного участка от негативных факторов окружающей среды – Низкая эффективность при ненадлежащей очистке основного металла |
Преобразователь ржавчины | + Образование стойкого покрытия на месте очага коррозии
+ Низкая цена на весь ассортимент + Возможность введения в состав дополнительных защитных компонентов + Возможность безремонтного восстановления небольших трещин и царапин путём обработки составами с содержанием ионов цинка + Образование покрытия даже на плохо очищенном металле |
– Агрессивное воздействие на лакокрасочное покрытие
– Недостаточная проникающая способность для воздействия на глубокие очаги коррозии |
Как «грызут» автомобили
Сегодня коррозия сильно ослабила свои позиции — появились оцинкованные кузовные детали, более совершенные грунты и краски. К тому же многолетняя гарантия автопроизводителя от сквозной коррозии успокаивает владельца машины: дескать, на мой век хватит. А поскольку автомобили сегодня меняют довольно часто, то и смысла в их антикоррозионной обработке, казалось бы, нет. Но это только на первый взгляд.
В реальности картина иная. Во-первых, инициатором коррозии является не только возраст машины. Она может активно развиваться даже на новых автомобилях в местах глубоких сколов от камней, когда лакокрасочное покрытие пробито до металла. Во-вторых, ее появление может быть спровоцировано кузовным ремонтом после небольшого ДТП. Ведь не секрет, что при ремонтных работах мастера часто используют кузовные детали, произведенные восточным соседом. А их элементы коррозируют гораздо охотнее, чем «родные». Наконец, активная жизнь огромного числа автомобилей начинается вовсе не у первого владельца, привыкшего часто обновлять свой «гараж», а у второго и последующих. Все эти машины уже далеко не новенькие, а лишних денег у их обладателей нет. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы максимально обезопасить приобретенный транспорт.
Слово «коррозия», как известно, происходит от латинского corrode, то есть «грызу». Речь идет о разъедании материала при его взаимодействии с внешней средой. Классические способы борьбы с коррозией известны давно, но появляются и новые.
Рейтинг лучших преобразователей ржавчины
Номинация | место | наименование товара | цена |
Лучшие аэрозольные преобразователи ржавчины | 1 | Liqui Moly «Pro-Line Schnell-Rostloser» | 590 ₽ |
2 | Hi-Gear | 690 ₽ | |
3 | Autoprofi | 135 ₽ | |
Лучшие жидкие преобразователи ржавчины | 1 | Astrohim с активными ионами цинка | 141 ₽ |
2 | Fenom | 157 ₽ | |
Лучшие гелевые преобразователи ржавчины | 1 | Permatex 81773 | 723 ₽ |
2 | Kudo KV-70005 | 104 ₽ |
Способы борьбы с коррозией
Коррозия металлов – это деструктивный, разрушающий кристаллическую решетку, окислительно-восстановительный химический процесс. Вызывается он чаще всего высокой химической активностью самих металлов – многие помнят из школьного курса химии «линейку» активности элементов. Активизироваться может при создании неблагоприятных условий, например, высокой влажности и опущенной температуре, в агрессивной солевой, кислотной или щелочной среде.
Чаще всего приходится сталкиваться с коррозией черных металлов, то есть – различных сортов стали и чугуна, применяемых буквально повсеместно, во всех сферах деятельности человека. Процесс начинает выдавать себя появлением на металлической поверхности пятен или разводов рыжего цвета.
Если с коррозией не бороться, она способна показать свою крайне разрушительную силу – металлические изделия быстро приходят в негодность.
Если не предпринять никаких шагов, то очаг начинает разрастаться, захватывая все новые площади. Причем иногда это происходит незаметно для глаз. Так, многие участки механизмов, приборов и т.п. — попросту скрыты из поля зрения, и увидеть их можно только при полной разборке узла или всего устройства. А иные очаги коррозии могут до поры скрываться под слоем краски, и только кода процесс зайдет очень далеко – поваляться сначала в виде вздутий, а потом – и прорывов ржавчины наружу.
Некоторые владельцы пытаются справиться с выявленными очагами коррозии механическим способом. То ест применяя шлифовку поврежденного ею участка наждачной бумагой или же специальными дисками, добравшись до «здорового» металла.
Однако подобная методика, если и может быть применена, то с исключительной осторожностью, и только в качестве предварительного этапа, перед нанесением специальных составов. Только механическая очистка является весьма малоэффективным средством.
Точечные проявления коррозии, проступившие через слой краски
Особенно сложно удалить этим способом мелкие точечные очаги ржавчины, так как они в процессе чистки забиваются мелкодисперсной коррозийной пылью, и их становится практически не видно. Но беда как раз в том, что они никуда не деваются, и обязательно в дальнейшем проявят себя, даже после окрашивания. Поэтому обработка химическимисредствами — более надежна.
Кроме того, если ржавчиной поражен тонкий металл, то во время очистки, под давлением щёток или абразивного материала, он может повредиться вплоть до сквозной дырки.
В связи с этим рекомендуется пользоваться химическими составами, очищающими металл и предотвращающими появление коррозии в дальнейшем. Причем с их помощью можно даже успешно справиться с очагами в труднодоступных зонах, там, где никакими другими способами без разборки механизма к пораженному участку не добраться.
Основные способы борьбы с коррозией кузова
Способ | Алгоритм | Примерная стоимость | Применяемость | Плюсы | Минусы |
Визит на сервис | Мойка, сушка, нанесение препарата | От 15000 ₽ | Чаще всего — второй владелец взявший машину надолго | Отработанная технология, работа «под ключ» | Дорого |
«Классический малярный» | Зачистка, грунтовка, окраска | Исправление нескольких дефектов ЛКП — от 4000 ₽ | На внешних панелях автомобиля с целью придания отличного вида | Автомобиль имеет внешность почти как у нового. | Значительная трудоемкость, необходим подбор краски, но на внешних панелях — практически единственный способ |
«Классический» с преобразователем ржавчины | Обработка преобразователем ржавчины, зачистка, грунтовка, окраска | От 1000 ₽ при работе своими силами | На внешних поверхностях машин, которым нечего терять, и все невидимые поверхности | Ржавчина исчезнет | Поверхность будет иметь неровный вид и непонятный цвет |
«Классический» с цинкованием | Цинконаполненная грунтовка | От 500 ₽ при работе своими силами | На внешних поверхностях любых машин, кроме серебристых очень заметна. | Цинк будет осуществлять протекторную защиту | Слабое сцепление частиц цинка с обрабатываемой поверхностью |
Электрохимический | Электрохимическое удаление и цинкование | От 800 ₽ при работе своими силами | На местах, где повреждено ЛКП и началась коррозия. | Позволяет полностью ликвидировать очаг коррозии | Остается пятно цвета «оцинкованного ведра» |
Самостоятельная обработка мовилем с цинком | Наносится на места с поврежденным ЛКП | От 1000 ₽ при работе своими силами | На местах, где повреждено ЛКП | Качественный препарат обеспечивает пожизненную защиту кузова | Мовиль, изготовленный по упрощенной технологии, не дает должного эффекта |
Самостоятельная обработка мовилем с преобразователем ржавчины | Наносится на места с поврежденным ЛКП и начавшейся коррозией | От 1000 ₽ при работе своими силами | На местах, где повреждено ЛКП и началась коррозия. | Качественный препарат обеспечивает пожизненную защиту кузова | Мовиль, изготовленный по упрощенной технологии, не дает должного эффекта |
Лучшие аэрозольные преобразователи ржавчины
Liqui Moly «Pro-Line Schnell-Rostloser»
Рейтинг: 4.9
Преобразователь ржавчины Liqui Moly «Pro-Line Schnell-Rostloser» – средство, великолепное во всех связанных смыслах. Несмотря на дороговизну (которая является единственным недостатком) отличается деликатным и направленным действие на зону поражения металла коррозией, позволяя производить полноценную обработку за считанные минуты.
Механизм действия данного раствора объединяет в себе принципы WD-40 и привычного нам модификатора: нейтрализуя ржавчину, он очищает подвижные соединения (и даёт возможность их раскрутить), а при последующем смывании образует на поверхности защитную плёнку. Последняя – результат действия присадочных материалов, в которые входят и ионы цинка. Liqui Moly «Pro-Line Schnell-Rostloser» нейтрален к краске, в связи с чем не представляет для неё ни малейшей опасности. Наносить его можно даже на загрязнённые поверхности – великолепное проникающее действие справится и со ржавчиной, и с отделением грязи. В общем, среди прочих равных данный преобразователь выделяется выгодным образом, благодаря чему занимает заслуженное первое место.
Достоинства
- нейтрален к краске, грунту;
- высокое проникающее действие;
- комплекс присадок обеспечивает смазывание подвижных частей, а также расклинивает их (наподобие WD-40);
- 400 миллилитров объёма;
- создание прочной плёнки на поверхности металла.
Недостатки
- высокая стоимость.
Какой самый хороший?
В продаже можно встретить несколько десятков наименований преобразователей ржавчины. Однако есть такие средства, которые пользуются у потребителей повышенным спросом, так как действуют лучше остальных. ТОП лучших представлен ниже:
Runway
Runway – это профессиональное средство, которое действует в течение нескольких минут. Средство моментально проникает в микроскопические трещины и поры металла, останавливая дальнейшее распространение коррозии.
Через 15-30 минут на поверхности изделия образуется плотный черный грунт, который можно окрашивать. Перед применением средство необходимо встряхнуть.
Плюсы:
- быстрота действия;
- возможность использования для любых металлических поверхностей, кроме гальванизированных;
- удобство применения как в быту, так и в промышленных условиях;
- можно наносить на краску, эмаль, лаки (исключение – лаки на водной основе), эпоксидные составы;
- доступная цена.
К минусам можно отнести резкий химический запах, из-за которого работу нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении.
Перед нанесением состава на поверхность, ее нужно очистить от грязи, от старой отслаивающейся краски и хлопьев ржавчины. Рекомендуется ополоснуть металл водой, а когда он высохнет – обезжирить с помощью растворителя.
Выпускается средство объемом 30 мл, его стоимость – 91 рубль. Также можно приобрести состав объемом 120 мл по цене 229 рублей. Отзывы читайте здесь.
Армасил
Армасил – это бескислотный преобразователь ржавчины для обработки черных металлов. Его используют для модификации коррозии перед бетонированием или покраской изделия.
Состав средства сложный, он представлен:
- растительными титанами,
- ингибиторами и стабилизаторами коррозии,
- функциональными добавками.
Продукт можно применять на плотно держащейся ржавчине, толщина которой составляет 150 мкм. Наносят его в 2-3 слоя.
Плюсы:
- Средство не горючее, не содержит кислоты и токсичные вещества.
- Есть возможность наносить состав даже на толстый слой ржавчины.
- Армасил можно использовать даже в прохладном помещении, но температура воздуха должна быть не ниже +4 градусов.
- Экономичный расход, который составляет 0,1-0,15 кг на 1 кв. м.
- После обработки изделие не нуждается в промывке водой.
Минусы:
- Армасил можно использовать только для обработки черных металлов. Применяют его преимущественно для строительной арматуры.
- Средство не выпускается в виде спрея, поэтому для его нанесения обязательно использование валика или кисти.
- Процедура обработки занимает не менее 3 часов.
Перед использованием состава, его нужно тщательно перемешать. Стоимость преобразователя – 270 рублей.
Кудо
Kudo – это гелеобразный преобразователь ржавчины, который хорошо держится на поверхности и не растекается. Средство можно использовать как для удаления ржавчины, так и для ее профилактики. Состав применяют для обработки новых деталей, с целью их защиты.
Плюсы:
- высокая адгезия;
- удобное применение;
- доступная цена;
- возможность использования с профилактической целью;
- быстрый эффект — второй слой наносят уже через 10 минут после первичной обработки, для достижения оптимального эффекта средство оставляют на 30-40 минут.
Минусов у преобразователя Kudo мало. Главным недостатком является необходимость смывания состава перед покраской. Наносить лакокрасочное покрытие нужно не позднее 3 суток после применения преобразователя.
Преобразователь с кисточкой объемом 15 мл стоит 105 рублей. Отзывы читайте тут.
Eltrans
Преобразователь ржавчины Элтранс содержит цинк, который обеспечивает дополнительную защиту металла. Состав подходит для обработки изделий из стали и чугуна, если толщина ржавчины на них не превышает 80 мкм.
Преимущества:
- Высокая эффективность.
- Экономичный расход.
- Быстрое высыхание.
- Возможность использования в быту.
- Не требует смывания.
Минусы:
- Перед нанесением требуется качественная зачистка металлической поверхности, с ее обязательным обезжириванием.
- Нельзя наносить средство на ржавчину, толщина которой превышает 80 мкм.
- Температура воздуха при работе с составом не должна быть ниже +10 градусов.
Цена за упаковку – 311 рублей. С отзывами можно ознакомиться здесь.
Ясхим
Ясхим – это высокоэффективный преобразователь ржавчины, который содержит:
- водный раствор нескольких кислот,
- ингибиторы,
- фосфаты,
- растительные танины,
- технический спирт.
Средство используют:
- в промышленности,
- в быту,
- в строительстве,
- для удаления ржавчины с автомобилей.
Плюсы:
- Глубокое проникновение в поры и трещины металла.
- Высокая эффективность. Ясхим справляется даже с толстым слоем ржавчины.
- Быстрое высыхание.
- Доступная цена.
- Экономичный расход.
- Легкое нанесение.
Минусов у средства нет, кроме того, что оно базируется на кислотах, которые при неправильном применении могут привести к повреждению металла. Работать с преобразователем можно только в перчатках.
Цена за 0,5 л состава – 33 рубля. Отзывы читайте здесь.
Permatex
Перматекс – это жидкий преобразователь ржавчины. После его применения на поверхности остается защитная каучуково-латексная полимерная пленка, которая защищает изделие от распространения коррозии.
Плюсы:
- Средство негорючее и нетоксичное.
- Его можно использовать при температуре от +10 до +32 градусов.
- Удобство нанесения.
- Быстрота воздействия.
- Высокая адгезия с поверхностью.
Главным минусом преобразователя Permatex является его высокая стоимость, которая начинается от 680 рублей за 236 мл. Отзывы найдете тут.
Цинкарь
Цинкарь – это известный преобразователь ржавчины, который выпускают с 1993 года.
В его состав входит ортофосфорная кислота, соли марганца и цинка. Состав можно использовать для обработки любых металлических поверхностей. После его нанесения на металле образуется прочный и надежный защитный слой.
Состав имеет множество плюсов, главными из которых являются демократичная цена и высокая эффективность. Среди недостатков: высокая токсичность преобразователя, а также необходимость многократного нанесения.
Цена 1 л раствора – 200 рублей. С отзывами можно ознакомиться здесь. Подробнее о преобразователе расскажет эта статья.
Лавр
Преобразователь Лавр – это продукт отечественного производства. Он является универсальным, но чаще всего его используют для обработки кузова автомобиля. Базируется средство на смеси из органических и неорганических кислот. Формула усилена НПАВ и фосфонатами.
Плюсов у Лавра много. В первую очередь – это доступная цена и высокая эффективность. К минусам относят недостаточную густоту состава из-за чего наносить его на вертикальные поверхности неудобно.
Цена преобразователя объемом 310 мл – 115 рублей. Отзывы о средстве — здесь и тут. Подробнее о преобразователе расскажет эта статья.
Sonax
Sonax используют для обработки небольших поверхностей, поврежденных ржавчиной. Его можно наносить на окрашенный металл, без предварительного удаления краски.
Преобразователь не только удаляет коррозию и препятствует ее повторному появлению, но и выступает в качестве грунтовки. Смывать его не нужно, на защитную пленку можно сразу же наносить лакокрасочное покрытие.
Главным минусом состава является его высокая стоимость при небольшом объеме упаковки. За 125 г раствора придется заплатить около 600 рублей. Траты будут особенно ощутимы, когда в обработке нуждается большая площадь. Отзывы читайте здесь. Подробнее о преобразователе читайте в этой статье.
Hi-Gear
Hi-Gear – это высокоэффективный преобразователь ржавчины, успешно справляется даже с обширной коррозией. Пользоваться средством удобно, так как оно разлито по флаконам, оснащенным распылителем. После завершения обработки на поверхности остается полимерная пленка, препятствующая дальнейшему окислению металла.
Главным недостатком преобразователя Hi-Gear является его высокая стоимость. Кроме того, средство требует обязательного смывания. Для этого нужно использовать не обычную воду, а составы на спирту. Средняя цена 1 флакона – 700 рублей. Отзывы найдете тут.
Wurth
Преобразователь ржавчины Wurth – это продукт от немецкого производителя. В его состав входят олифатические углеводороды, изобутан, пропан и фенол.
Одним из плюсов преобразователя Wurth является отсутствие в его составе кислоты, смол и силиконов. Действует средство быстро. Уже через 3 часа обработанный участок можно покрывать краской. Сделать это нужно в течение 2 суток, не позднее.
Средство нельзя назвать бюджетным. Флакон объемом 300 мл стоит 430 рублей. С отзывами можно ознакомиться тут. Подробнее о средстве расскажет эта статья.
Химик
Химик – преобразователь ржавчины от отечественного производителя. Средство разработано с учетом российских реалий, что повышает его эффективность. Состав подходит для обработки любых металлических поверхностей, модифицируя ржавчину в защитный слой. Основным действующим веществом является ортофосфорная кислота.
Его главные преимущества:
- доступная цена,
- высокая эффективность,
- простота применения.
В зависимости от особенностей обрабатываемой поверхности, можно приобрести состав во флаконах без распылителя (наносится кисточкой или валиком), либо с распылителем (дополнительные приспособления не требуются).
Минусы:
- резкий едкий запах,
- высокая токсичность преобразователя.
Средство в форме аэрозоля объемом 1 л стоит около 165 рублей. Отзывы читайте здесь и тут. Подробнее о средстве читайте тут.
Astrohim
Астрохим – это российский продукт, выпуском которого занимается одноименная компания. В продаже можно встретить сразу несколько преобразователей, которые отличаются своим составом:
- с фосфатами,
- с цинком,
- с кристаллогидратами и с танинами.
Однако основным действующим веществом в них является ортофосфорная кислота.
Средство требует смывания, оставлять его на поверхности металла нельзя. Минимальная температура, при которой можно использовать Астрохим +15 градусов, что не всегда удобно.
Это недорогое и эффективное средство для борьбы с ржавчиной. Средняя стоимость состава – 150 рублей за 500 мл. Отзывы читайте тут. Подробнее о преобразователе можно узнать здесь.
Феном
Преобразователь ржавчины Феном содержит:
- ортофосфорную кислоту,
- ингибиторы коррозии,
- антиоксиданты и фосфаты.
Средство наносят на металлическую поверхность только после предварительного очищения и обезжиривания. Реакция запускается мгновенно, после ее завершения на поверхности остается защитная пленка, которая не требует смывания.
Средством легко пользоваться. Оно отличается повышенной стойкостью и может продержаться на изделии до 5 лет.
Стоимость состава – 150 рублей. С отзывами возможно ознакомиться тут. Подробнее о средстве читайте здесь.
Пошаговая инструкция
Перед началом проведения ремонтных работ необходимо произвести осмотр кузова и выявить все проблемные места. Оценить степень повреждения и определиться со способом устранения коррозии.
Перед началом работ необходимо подготовить:
- болгарку;
- наждачную бумагу;
- обезжириватель;
- шпатлёвку;
- грунтовку;
- краску;
- автомобильный лак;
- преобразователь ржавчины;
- малярный скотч;
- чистую ткань.
Устранение ржавых пятен механическим способом проводится в несколько этапов:
- зачистка коррозии до металла наждачной бумагой. Работу можно проводить вручную или при помощи электроинструмента, например болгарки. Зачищать пятно следует постепенно и осторожно, избегая появления грубых царапин. Важно не повредить целые участки лакокрасочного покрытия и произвести 100% полную зачистку до “голого” металла.
- обработка подготовленной области кузова преобразователем ржавчины с целью устранения мельчайших, не всегда заметных глазу, остатков коррозии.
- обезжиривание поверхности после окончания действия преобразователя (в среднем через полчаса);
- шпатлевка (проводится в несколько слоев при необходимости) и шлифовка обработанной поверхности;
- покраска в цвет кузова (перед покраской защитите прилегающие части кузова при помощи газет и малярного скотча и нанесите антикоррозионную грунтовку в 2-3 слоя). Покраску проводится также в 2-3 слоя с тщательной просушкой каждого.
- нанесение прозрачного лака (при желании) для более надежной защиты и красивого вида.
Результат работ будет полностью зависит от соблюдения всех инструкций и правильности выполнения работ. При нарушении технологии, например при некачественной зачистке или недостаточной просушке результат работ может оказаться совсем недолговечным.
Смотрите видео о том, как убрать ржавчину с автомобиля за 10 минут:
Химический способ
Значительное отличие этого метода от предыдущего заключается лишь в первом этапе – очистке от ржавых пятен. Вместо механической зачистки используется специализированная химия. Она способна удалить ржавчину и предотвратить ее дальнейшее распространение, не повредив металл.
Как правило, подобное препараты наносятся на проблемное место в соответствии с инструкцией производителя на указанное время, после чего остатки средства вытираются или смываются.
Однако, для получения отличного и долгосрочного результата далее придётся также производить шпатлевку, шлифовку и покраску. При устранении несильного повреждения кузова можно обойтись и без этих шагов.
Удаление ржавчины сильнодействующими средствами
Существуют химические средства для удаления ржавчины (rust remover или rust dissolver – удалитель или растворитель ржавчины). Удалитель ржавчины снимает ржавчину, используя сильнодействующую концентрированную кислоту. Это может быть соляная, щавелевая, фосфорная (более высокой концентрации, чем в преобразователе ржавчины) или другая кислота.
Конечно же, удаление ржавчины является лучшим вариантом, чем её преобразование или герметизация, и является конкретным ответом на вопрос “как убрать ржавчину с автомобиля?”, но у этого средства есть свои особенности и недостатки.
Особенности удалителя ржавчины:
- Удалитель ржавчины чаще применяется в качестве средства, в котором требуется замачивать ржавую деталь, поэтому используется, в основном, для удаления коррозии на небольших деталях. Однако, это средство может применяться и на больших поверхностях. Для стационарных деталей, больших по площади, требуется нанести средство, потом накрыть полиэтиленовой плёнкой, чтобы предотвратить его испарение.
- Соляная и щавелевая кислоты, как главные активные ингредиенты средства для удаления ржавчины, являются очень токсичными, поэтому удалитель ржавчины нужно применять с особой осторожностью.
- Сильнодействующие кислоты неблагоприятно действуют на металл, особенно, если действие слишком долгое. После такого действия устойчивость к коррозии у металла ослабляется.
Учитывая все вышеперечисленные особенности удалителей ржавчины, они всё же применяются при удалении ржавчины на кузове. Важным моментом после использования такого средства является смывка кислоты и нейтрализация её остатков.
Преимущества и недостатки
Преимущества использования нейтрализатора в борьбе с ржавчиной:
- После его применения нет необходимости промывать изделие водой.
- Любое защитное покрытие, например, грунтовку или краску, можно наносить непосредственно на обработанную поверхность.
- Приобрести средство несложно. Оно находится в свободном доступе, в отличие от кислот в чистом виде.
- Состав стоит недорого, им удобно пользоваться.
- Расходуется средство экономично.
- Нейтрализатор не горючий, он не содержит токсины.
Главным минусом нейтрализатора ржавчины является наличие в его составе соляной кислоты. Поэтому использовать его нужно с осторожностью, позаботившись о мерах безопасности.
Герметизация ржавчины
Уберите один из элементов электрохимической реакции и ржавчина не будет образовываться. Можно убрать кислород от металла и коррозия не будет распространяться.
В теории, если покрытие хорошо герметизирует ржавчину и его целостность не нарушена, то нет причин, позволяющих ей распространяться дальше.
Герметизатор ржавчины (Rust Encapsulator) представляет собой покрытие, напоминающее грунт, на который можно наносить любой материал. Он закрывает доступ воздуху и воде, чтобы остановить дальнейшее распространение коррозии. Его можно использовать отдельно от преобразователя или после него, для остановки незначительной ржавчины и исключения её дальнейшего появления. Этот грунт-герметизатор ржавчины имеет уретановую основу и ингибиторы, приостанавливающие коррозию.
Теоретически, в качестве герметизации остатков ржавчины, которые были обработаны преобразователем и представляют собой стабильную, не отслаивающуюся основу, можно применить эпоксидный грунт, так как он создаёт плотную плёнку и “отрезает” поступление кислорода и влаги к нанесённой поверхности. Однако, производители эпоксидных грунтов всегда пишут в инструкции наносить их на чистый металл, без следов коррозии. Всё же есть положительный опыт применения эпоксидного грунта на минимальное, количество преобразованной ржавчины (остатки кислоты преобразователя должны быть обязательно смыты и нейтрализованы, см. выше). Лучше же использовать грунт-герметизатор, специально для этого предназначенный.
Важно ли удалять всю ржавчину перед нанесением грунта-герметизатора? Это достаточно важно, так как ржавчина является слабым звеном, поэтому покрытие на ней будет не очень хорошо держаться. Плохое основание станет причиной неоднородности и нарушения целостности грунта, что впустит влагу и коррозия появится снова.
Герметик ржавчины реагирует на её остатки, нейтрализует её и оставляет после себя полимерное покрытие, которое может служить грунтом для дальнейших покрытий.
Опять же, любое покрытие не полностью водонепроницаемо. Говоря теоретически, кислород и вода имеют скорость распространения не равную нулю даже сквозь очень плотную плёнку краски. Таким образом, ржавчина может продолжить распространяться, но гораздо медленнее.
Герметик ржавчины нужно использовать:
- На тонкой поверхностной ржавчине.
- На ржавчине средней толщины, когда она больше, чем поверхностная и немного распространяется внутрь металла, но ещё не влияет на его прочность. В этом случае нужно сначала максимально убрать ржавчину шлифованием или насадкой. Далее наносится 2–3 слоя герметизирующего средства, для лучшего проникновения.
- На голом металле. Грунт-герметик ржавчины может использоваться на голом металле для предотвращения появления коррозии.
- На смешанной поверхности. Герметик ржавчины хорошо наносить на поверхности с разной степенью коррозии, в вперемешку с нормальным металлом и старой краской.
Герметик ржавчины не нужно использовать:
- Поверх прорезиненной поверхности на днище или поверх имеющейся защиты от ржавчины.
- В скрытых полостях или труднодоступных местах. Герметик ржавчины требует предварительной подготовки перед нанесением (очистка отслаивающейся ржавчины). Средство требует полного покрытия, чтобы остановить коррозию. В местах, где подготовка невозможна, не желательно применять герметик ржавчины.
- Сильно проржавевший металл является плохим кандидатом к герметизации.
Правила выбора
Если покупатель хочет сэкономить, то следует остановить свой выбор на нейтрализаторах от отечественного производителя. Так как заводы находятся в России, компании имеют возможность снизить цену за счет экономии на транспортных расходах.
Непрофессионалам лучше приобретать составы в аэрозоле, так как пользоваться ими удобнее. С их помощью можно быстро обработать небольшую поверхность.
Если необходимо очистить от ржавчины внушительную площадь, то рациональнее приобрести жидкое средство. Им удобно обрабатывать съемные детали.
В пользу геля следует сделать выбор, когда площадь обработки внушительная, но снять деталь невозможно. Такие составы не растекаются по поверхности.
Состав преобразователя
Несмотря на огромное разнообразие средств, они выполняют одну простую задачу — превращают оксид железа в механически более прочные и химически инертные соединения. В основе большинства преобразователей лежит кислота, как правило, ортофосфорная. Именно она является антиподом ржавчины. По большому счету, с помощью большинства кислот (или их растворов) можно избавиться от коррозии. Однако делать это неудобно, а порой и опасно, поэтому к нему прибегают лишь в редких случаях (например избавляются от окиси с помощью популярного напитка Coca-Cola, в составе которой есть ортофосфорная кислота). Недостаток использования пусть и растворенной кислоты заключается в том, что после его применения необходимо обязательно смыть ее, иначе она сама со временем станет источником коррозийных процессов.
При работе с кислотными преобразователями необходимо пользоваться защитными очками и резиновыми перчатками, а также избегать попадания средств в глаза и на кожу. А при использовании аэрозольных составов еще и респиратором.
Но избавиться от ржавчины на металлической поверхности — это одно. А вот дополнительно защититься от последующего ее появления — другое. Современная химическая наука позволяет создавать более совершенные составы, в состав которых входят:
- Ингибиторы коррозии. Это химически вещества, задача которых заключается в защите металлической поверхности от влаги и других агрессивных элементов на постоянной основе. Однако, на практике так называемые преобразователи ржавчины с цинком хоть и выполняют поставленные перед ними задачи, но не так эффективно, как это показано в рекламе. А некоторые из них и вовсе никакого цинкового покрытия не образуют. Та шероховатая поверхность, образуемая после их применения, — это всего лишь результат химической реакции с ортофосфорной кислотой.
- Загустители. Эти вещества добавлены в состав с тем, чтобы облегчить использование преобразователей ржавчины, превращая его в пену или пасту, благодаря чему он не стекает с вертикальных или наклонных поверхностей. Актуально для преобразователей в виде геля.
- Дополнительные вещества. В зависимости от марки и производителя в состав преобразователя ржавчины могут входить дополнительных химически активные вещества. Например, ароматизаторы, или дополнительные защитные элементы.
Растворитель ржавчины
Растворители ржавчины используются для восстановления работоспособности резьбовых соединений и удаления потеков ржавчины на различных поверхностях. Это своего рода вэдешка, только разъедает ржавчину. Лучшими средствами являются… Подробнее
Некоторые производители вместо ортофосфорной кислоты в качестве основного элемента используют оксикарбоновую кислоту, танин или многоосновные кислоты. Для того чтобы преобразователь не только удалял ржавчину, но еще и защищал поверхность в дальнейшем, используют соли цинка и/или марганца. Однако в разных средствах это реализовано по-разному, соответственно, и эффективность у них разная.
Почему образуется ржавчина
Из школьного курса химии все мы помним, что ржаветь способно только железо и его сплавы. Сама же ржавчина – не что иное, как окисленное железо. Коррозия металлической поверхности – процесс электрохимический, протекающий только при наличии воды или влаги в воздухе. Соли и прочие дорожные реагенты только добавляют скорости процессу.
Исходя из этого ясно, что кузов красят не только по эстетическим соображениям. Первоначальная функция ЛКП – защитить металл от окисления. Отчасти по этой же причине полировка кузова автомобиля воском . В качестве дополнительной защиты от коррозии автопроизводители часто оцинковывают кузов. Защитный слой из цинка надежно препятствует окислению металлической поверхности.
Источник: