Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений

Синтезатор — универсальный музыкальный инструмент с огромными возможностями. Освоить его не сложно для любого, кто хоть немного играет на фортепиано, при том что хороший синтезатор сам по себе стоит целого оркестра. Выбрать достойный инструмент нелегко, но мы готовы помочь в этом нелёгком деле, а заодно предложить собственный независимый рейтинг 10 лучших синтезаторов на любой вкус и кошелёк.

Рейтинг Наименование Характеристики Цена
1 Sonata SA-5401 Лучший детский синтезатор 1 347 Р
2 Tesler KB-5410 Лучший синтезатор для начинающих 2 699 Р
3 CASIO CTK-2500 Лучший любительский синтезатор 11 000 Р
4 YAMAHA PSR-S670 Лучший профессиональный синтезатор 40 200 Р
5 Akai MPK Mini MKII Лучший MIDI-клавиатура 9 988 Р

Выбираем синтезатор: На что обратить внимание

Вес и размер

Самые первые и самые очевидные параметры, о которых, однако, постоянно забывают. Тем не менее, если вы планируете часто носить инструмент с собой, скажем, на репетиции, пара лишних килограммов или десять сантиметров длины могут серьёзно осложнить транспортировку.

Размер синтезатора, в первую очередь, зависит от количества клавиш: пятилетнему малышу хватит и 32, для выступлений на сцене желательно иметь хотя бы 61, а чтобы учиться музыке всерьёз — 88, как на настоящем фортепиано. Кстати, о клавиатуре.

Клавиатура

Клавиатура — самая сложная, тяжёлая и дорогая часть синтезатора. У простых моделей она лёгкая, невесомая, нажимается без усилий и по ощущениям на фортепианную не похожа совершенно. У моделей посерьёзнее, а уж тем более у электрических пианино, клавиши имитируют настоящие, рояльные. Разница в цене между инструментами с разными типами клавиатур может быть огромной, но она того стоит.

Выбирая синтезатор, стоит обратить внимание на чувствительность клавиатуры, на то, как она реагирует на изменение силы нажатия.

Кроме всего прочего, клавиатуры современных синтезаторов могут оснащаться подсветкой. Для профи это не особо ценная функция, но те, кто только учатся играть, оценят динамическую подсветку по достоинству.

Звучание

Важнейший и в то же время — самый субъективный параметр. Разные производители по-разному добиваются от своих гаджетов реалистичного звучания, но самые популярные методы — сэмплирование и синтез. В первом случае используются звуки реальных инструментов, записанные в память синтезатора, во втором же звучание модулируется искусственно.

Хорошие современные модели с синтезированным звуком не отличить от инструментов, использующих сэмплирование. Поэтому выбирать инструмент стоит по субъективным ощущениям от звука, на который он способен.

Во многом это зависит от встроенной в синтезатор аудиосистемы. Как правило, это два среднечастотных динамика, но возможны и варианты. Например, концертная модель вообще без собственных динамиков.

Наконец, аналоговые синтезаторы звучат совершенно иначе, чем цифровые. Первые отличает особый старомодный шарм, зато вторые проще в использовании, дешевле и не столь капризны в эксплуатации.

Объём и расширяемость звуковых банков

В принципе, чем больше у синтезатора вариантов звучания больше, тем лучше. Главное, чтобы количество не доминировало над качеством. Лучше иметь аппарат с десятком-другим хороших и востребованных тембров, чем китайскую самоиграйку с тремя сотнями даром не нужных убогих звучков.

Наилучший вариант — инструмент с возможностью расширения саундбанков и добавления собственных звуков. С ним простор для творчества не будет ограничен базовыми возможностями инструмента, но и стоят такие модели весьма прилично.

Экран

Не обязательная, но удобная фишка. Управлять саундбанками, записывать и воспроизводить музыку, учиться играть и вообще управлять сложным цифровым устройством куда проще с экраном, пусть и небольшим. Само собой, большой цветной экран лучше маленького и монохромного, но и цена у синтезатора с богатым мультимедиа-функционалом куда выше.

Некоторые синтезаторы поддерживают подключение смартфона или планшета в качестве экрана — по проводу, Bluetooth или Wi-Fi.

MIDI-клавиатура

Возможность подключить синтезатор к ПК и использовать его в качестве MIDI-клавиатуры — очень полезная функция. Работать над музыкой в какой-нибудь FL Studio куда удобнее именно с MIDI-клавиатурой.

Подключение возможно как через специальные MIDI-порты, так и просто через USB.

Интерфейсы

Наличие USB-порта позволяет не только использовать синтезатор как MIDI-клавиатуру. По USB зачастую можно подключать смартфоны и планшеты, флэшки с музыкой и другие внешние устройства, а заодно обновлять прошивку. Аналогичным целям служат Wi-Fi и Bluetooth.

Для педалей предусмотрены специальные разъёмы. Их наличие не критично, ведь обычно у синтезаторов эффект педали можно имитировать вручную, но серьёзно расширяет возможности исполнителя.

Питание

Синтезатор не баян и без электричества не поёт. Питание инструмента возможно от сети через адаптер питания или от батарей. Желательно, чтобы синтезатор умел работать от обоих источников: так его можно будет брать с собой на природу и одновременно обходиться без дорогостоящих батареек дома.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений

Синтезаторы уже давно стали привычными и обыденными. Практически все современные композиторы, исполнители и саунд-продюсеры (если не брать в расчет академическую классику) так или иначе используют их. При этом огромный теоретический и практический вклад людей, благодаря усилиям которых музыканты и композиторы имеют почти неограниченные возможности, остается несправедливо забытым.

В этом материале я хочу обратить внимание читателей на неизвестные, но крайне значимые изобретения и их создателей. На тех, чьи усилия повлияли на историю музыки, развитие музыкального оборудования, индустрию производства электронных инструментов, оставили значительный след в культуре, подарив музыкантам и композиторам новые возможности. Кроме того, будут рассмотрены и не совсем удачные попытки создания прообразов синтезатора, которые достойны внимая уже потому, что идеи, заложенные в этих обреченных на неудачу стартапах прошлого, дали мощный толчок к развитию.

В этой статье описаны лишь некоторые разработки, появившиеся с 1850-го по 1964-й год. В связи объёмностью темы мы решили разделить материал на несколько частей.

Опыты Гоменгольца – синтезатор Фурье

Пожалуй, первой попыткой создать электрический синтезатор звука можно считать опыты немецкого физика Германа Гоменгольца, который в 80-е годы позапрошлого столетия соединил в одном устройстве электромагнитные возбудители, камертоны и клавиши. Аппарат, который назывался «Большой аппарат Гельмгольца для соединения тембров из 10 гармоник», нельзя назвать музыкальным инструментом, но основная идея великого физика дала толчок к развитию.

Аппарат, в последствии названный синтезатором Фурье, был оснащён десятью электрически возбудимыми камертонами, расположенными рядом с отверстием резонатора. Эти камертоны были настроены на частоту резонатора. При включении они звучали все сразу при этом издавая тихий звук. При нажатии на клавишу, заглушка соответствующего резонатора отклонялась от отверстия и громкость звука увеличивалась. Вибрация резонаторов гасилась при помощи специальной каучуковой прокладки.Составляющая каждой гармоники варьировались путём изменения силы нажатия на соответствующую клавишу.

Элиша Грей – музыкальный телеграф

В 1876-м году инженер Элиша Грей презентовал и получил патент на свой «музыкальный телеграф» — по сути это был обычный телеграф, клавиши которого были соединены с динамиками. При нажатии на клавиши воспроизводились звуки набора сообщения.
Передатчик, изначально способный создавать 2 тона, после модернизации превратился двух октавное устройство, которое было способно генерировать и передавать уже 24 звука разной высоты (две октавы) по телеграфной линии.

Некоторые историки считают, что именно изобретение Грея является первым прообразом современного синтезатора, хотя устройство, скорее было побочным продуктом деятельности его создателя и не получило признание как музыкальный инструмент.

Телармониум Тадеуша Кехилла – крах органных концертов по телефонным линиям

Талантливый американский изобретатель Тадеуш Кэхилл в 1895-м году получил патент на изобретение с громким названием «Принцип и устройство для воспроизведения и распространения музыки с помощью электричества», в 1906-ом году появляется образец инструмента, который многие считают прообразом синтезатора. Для создания устройства Кэхилл и 50 его сотрудников затратили 4 года работы.

Громоздкое устройство весило 200 тонн объединив в себе 145 генераторов, вырабатывающих переменный электрический ток различных частот, сложную систему индукторов, позволявших производить аддитивный синтез звука. Управление инструментов осуществлялось при помощи трёх семиоктавных клавиатур.

Интересный факт – теллармониум был первым электромузыкальным инструментом с динамической клавиатурой, где амплитудная характеристика сигнала зависела от силы нажатия клавиш. За воспроизведение звука в первых вариантах инструмента отвечали гигантские рупорные громкоговорители, в последствии звук инструмента стали передавать непосредственно по телефонным линиям.

Всего было построено 3 теллармониума, третий самый большой и самый мощный увидел свет 1911-м году. Связавшись с New England Electric Music Company после кратковременного презентационного успеха, Кэхилл планировал транслировать музыку инструмента повсюду, где есть телефон.

Планам изобретателя не суждено было сбыться. Аппарат подавал в каждый телефонный аппарат сигнал с силой тока около одного ампера, это позволяло прослушивать музыку даже не поднося трубку к уху, но крайне губительно воздействовало на телефонные линии того времени. В итоге, в место повсеместного распространения концертов первого синтезатора он получил внушительный иск от телефонной компании, а также бурю недовольства от пользователей телефонных сетей, так как концерты инструмента сопровождались серьёзными помехами. Концерты теллармониума окончательно прекратились в 1916-м году, а изобретатель на годы опередивший свою эпоху, умер в нищете в 1932-м году.

Звезда Льва Термена – рождение электронной музыки

Успех русского физика, изобретателя и музыканта Льва Термена в 1921-м создавшего, первый электромузыкальный инструмент – терменвокс, стал катализатором развития исследований по созданию ЭМИ. Подробное описание его изобретений вы можете найти в одном из наших материалов.

Продолжая свои работы в этой области, в 1931-м году Термен создаёт «ритмикон» — первый аналоговый синтезатор ритма, по сути, первую драм-машину.

Волны Мартено – чудеса звукоизвлечения

Электрофон или по-иному Волны Мартено́ (фр. Ondes Martenot) – это монофонический электронный музыкальный инструмент, созданный 1928 году французским виолончелистом и педагогом Морисом Мартено. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, благодаря которой можно также извлекать звуки.

Электрическим «сердцем» инструмента был «теплый» ламповый генератор, управление которым реализовывалось через клавиатуру или натягиванием нити до определённой позиции и одновременным нажатием специальной кнопки, которая выполняла роль смычка. Динамические особенности исполнения регулировались также через «смычковую» кнопку, от силы нажатия на которую зависела атака и громкость.

Кроме того, инструмент был оснащён переключателями тембров и режимов исполнения (клавиатура/нить). В последствии создатель инструмента создал более совершенную клавиатуру, которая позволяла получить интервалы в 1/12-ю тона. Характерно, что музыкант заложил в конструкцию несколько необычных приёмов звукоизвлечения, характерных для струнных инструментов, например, вибрато получалось смещением клавиши в сторону, а глиссандо при плавном перемещение пальца с кольцом вдоль клавиш.

Волны, не смотря на ограниченный коммерческий успех, оказались долгожителями. Инструмент несколько раз модернизировался, в 70-е появилась транзисторная версия, в 90-е, благодаря группе Radiohead, был выпущен цифровой аналог устройства. Коллектив дал инструменту вторую жизнь, впервые исполнив с его помощью композицию How To Disappear Completely в 2000-м году.

Как и терменвокс, «волны Мартено» были не массовым, но популярным инструментом своего времени. Видные композиторы 30-х – 40-х написали несколько произведений для инструмента. Волны звучат в сочинениях таких композиторов как: Димитриос Левидис, Оливье Мессиан, Э. Вареза, А. Жоливе, Ш. Кёклена, Д. Мийо, А. Онеггера.

Забытый вклад: СССР, 30 – 50-е годы прошлого века

Советские разработки электромузыкальных инструментов, плоть до конца 50-х, начала 60-х годов остаются в тени, но при этом вклад советских конструкторов в идею советского синтезатора сложно переоценить. В тридцатые был разработан целый ряд инструментов, работа над которыми сформировала теоретический и практический базис для более чем существенных успехов в этой области в послевоенное время.

Среди перспективных разработок особенно удачными были клавишные: «экводин» (прототипы: В-5, В-7, В-8) конструкции А.А. Володина, «компанола» и «ними» И. Д. Симонова. Кроме того, были разработаны грифовый инструмент «сонар» инженера Н. С. Ананьева, «виолена» В. А. Гурова.

Каждый из этих инструментов вносил с вой в вклад в дело создания полноценного синтезатора. Инструменты проектировались на основе радиоламп и осцилляторов, обладали достаточно интересными возможностями управления тембральной окраской звука. Модели были скорее экспериментальными, но практическая база нарабатывалась именно при их создании.
Наиболее успешными конструкциями того периода считаются «эмиритон» А.А. Иванова и А.В. Римского-Корсакова, доработанный вариант инструмента «Экводин» «В-9» А.А. Володина, а также оригинальный полифонический проект, созданный рижским радиолюбителем Л. Вингриса.

Работа над этими инструментами была завершена уже в 50-е, хотя проектирование и экспериментальное прототипирование, например, аппарата, «Экводин» началось ещё в начале 30-х. Создатель этого аппарата, Андрей Володин, заслуживает отдельного внимания как физик, инженер, музыкальный теоретик, а главное, как один из наиболее внушительных советских исследователей в области психоакустики.

Достаточно полно о разработках электронных инструментов этого периода рассказывает статья «Электромузыкальные инструменты» В. Островского и А. Симонов, «Наука и техника», №4, 1964 год. Помимо уже упомянутых выше советских разработок в ней упоминаются такие инструменты как «Шумофон», «Кристадин», «Компанофон» и другие. Ниже привожу таблицу, опубликованную в этой статье, которая даёт некоторые представления о возможностях советских разработок описываемого периода (хронология в таблице возможно искажена, из номеров «Техники молодежи» 30-хгодов можно сделать предположение, что «Виолена» и «Сонар» появились позже 28-го года).

Траутониум – триумф Фридриха Тортвейна и Оскара Сала

В 1930 году Фридрих Тротвейн создал один из известнейших электроинструментов того времени – Траутониум. Аналоговый синтезатор, построенный на базе нескольких ламповых генераторов и колебательного контура. Вместо клавиатуры, траутониум был оснащён чувствительными резистивными полосами, выполняющими функцию реостата.

Наиболее существенным преимуществом инструмента была невероятно богатая палитра звуков, которая формировалась за счет большого количества генераторов, регуляторов, а также специальных фильтров, влияющих на форму сигнала. Первая версия инструмента была выпущена легендарной компанией Telefunken.

Модернизированные модели траутониума, созданные немецким физиком и композитором Оскаром Сала по праву считаются лучшими аналоговыми синтезаторами 40-х. В поздних моделях устройства к резистивным полосам были добавлены специальные металлические застёжки, которые позволяли отмечать расположение тех или иных тонов.

Как и в случае с волнами Мартено, траутониум снискал любовь композиторов своего времени. Ряд произведений писались непосредственно для этого инструмента, как например «Концертино для траутониума с оркестром» Пауля Хиндемита и «Концерт для траутониума и большого оркестра» Харальда Генцмера.

В послевоенные годы инструмент продолжал пользоваться ограниченной популярностью, а неутомимый энтузиаст Оскар Сала продолжал его модернизировать. Известен факт использования траутониума при создании эффектов для фильма Альфреда Хичкока «Птицы», над которыми также работал Оскар Сала.

Студийный синтезатор АНС – луч света Евгения Мурзина

АНС — это один из самых внушительных советских проектов, который был создан военным инженером Евгением Мурзиным. Изобретатель назвал синтезатор «АНС» в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина. АНС стал первым многоголосым синтезатором в мире, кроме того он признан первым студийным синтезатором, а также первым в мире автоматическим аналоговым электромузыкальным инструментом, использующим фотооптический синтез звука.

По сути, АНС представляет собой оптический многоголосый секвенсор, позволяющий воспроизводить произведение, заранее записанное на прозрачной пластине. Запись осуществлялась путём стирания с неё непрозрачного слоя и представляет собой своеобразную спектрограмму записанного в партитуре звука. В процессе воспроизведения электропривод перемещает пластину перед щелью. Луч света, модулирующийся с использованием 4-х прозрачных дисков с определённым рисунком, через щель попадает на участок партитурной пластины, после чего на фотоэлементы. Положение просвета в пластине определяет высоту тона(частоту), а ширина громкость(амплитуду).

Уникальность и революционность этой разработки, как во многих случаях с советскими изобретениями, не стала достаточной причиной для серийного производства инструмента. Несмотря на это аппарат пользовался большой популярностью среди советских композиторов, в числе которых такие имена как: Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, Александр Немтин.

Одним из наиболее известных произведений, написанных для АНС, стал саундтрек к фильму Андрея Тарковского «Солярис» по произведению фантаста Станислава Лема. Возможности разработки Мурзина впечатляют музыкантов и по сей день, достаточно вспомнить такие экспериментальные коллективы как Coil (альбом ANS — 2003 г.) и Bad Sector.

Лучшие детские синтезаторы

Sonata SA-5401

Простенькая детская модель ценой около 1400 рублей. 54 уменьшенные клавиши. Клавиатура лёгкая, невзвешенная. Есть экран, режим обучения, автоаккомпанемент. 100 встроенных тонов. Вход для педалей отсутствует, зато есть встроенная акустика, микрофонный разъём и микрофон в комплекте. Больше, чем простая игрушка и вообще отличный вариант для приобщения ребёнка к миру музыки, но для серьёзных занятий не слишком подходит.

Цена: ₽ 1 347

CASIO SA-77

Более внушительная модель от уважаемого производителя, но и цена вдвое выше — без малого 6000 рублей. Невзвешенная клавиатура на 44 уменьшенных клавиши, 100 встроенных тембров, 10 обучающих мелодий, два встроенных динамика, выход на наушники. Дисплей и режим обучения имеются. Есть автоаккомпанемент и полифония на 8 голосов. Возможно питание от батареек, а вот блока питания в комплекте нет. Для начального обучения музыке — идеальный вариант.

Цена: ₽ 6 000

Лучшие синтезаторы для начинающих

Tesler KB-5410

Ещё одна недорогая модель, которая без лишних трат поможет ребёнку освоить игру на инструменте. Стандартные 100 встроенных тембров, полифония на 8 голосов, режим обучения с двумя тренировочными мелодиями, небольшой дисплей, микрофонный вход и линейный выход. 54 малоразмерные невзвешенные клавиши — отсюда небольшой вес и скромные габариты. Ничего экстраординарного здесь нет, но и цена вполне приемлемая — немногим больше 3200 рублей.

Цена: ₽ 3 290

CASIO CTK-1500

Пожалуй, лучшая модель для начинающих музыкантов от CASIO. По вполне приемлемой цене в районе 8000 рублей вы получите клавиатуру на 61 полноразмерную, хотя и невзвешенную клавишу, полифонию на 32 голоса, 120 встроенных тембров, 70 стилей автоаккомпанемента и два 2-ваттных динамика. Приятный звук, симпатичный внешний вид, работа от сети и от батареек. Отличный инструмент с не самым богатым, но более чем достаточным для начинающих функционалом.

Цена: ₽ 7 990

Лучшие любительские синтезаторы

CASIO CTK-2500

Инструмент стоимостью 11 000 рублей, предназначенный не столько для начинающего, сколько для продвинутого любителя. Этот синтезатор очень похож на предыдущую модель, но наделён расширенным функционалом. Здесь аналогичная клавиатура на 61 клавишу, но встроено 400 тембров, полифония на 48 голосов, 100 стилей автоаккомпанемента, функции транспонирования, реверберации и метронома, а также 60 обучающих мелодий. Линейный вход, выход на наушники, работа от батареек и от сети — отличная модель для дома.

Цена: ₽ 11 000

YAMAHA YPT-260

Аналог модели выше, но от другой японской корпорации и чуть дороже — в районе 11 500 рублей. Здесь есть 400 встроенных тембров, 32-голосная полифония, 130 стилей автоаккомпанемента, транспонирование, метроном, реверберация, 112 мелодий для обучения, возможность записи, акустическая стереосистема суммарной мощностью 5 ватт. Отличная модель и для учёбы, и просто для того, чтобы поиграть домашним или гостям на досуге.

Цена: ₽ 11 490

Лучшие профессиональные синтезаторы

YAMAHA PSR-S670

Инструменты профессионального класса — важнейшая часть ассортимента любого производителя, поэтому Yamaha уделяет им особое внимание — и эта модель ценой около 40 000 рублей не стала исключением. Здесь есть всё, что нужно для музыканта любого уровня: 61 полувзвешенная полноразмерная клавиша, возможность подключения педалей, 30 ватт встроенного звука, 930 (!) тембров и 409 эффектов, 230 стилей автоаккомпанемента. Полифония на 128 голосов вытянет даже самые сложные композиции. Есть возможность записывать песни, до 16 дорожек в каждой, в формате .wav. Есть выход на наушники, два линейных выхода и USB-порты. Отличный полнофункциональный аппарат, который стоит своих денег.

Цена: ₽ 40 200

CASIO LK-266

Аппарат попроще предыдущего, но тоже не без своего изюма. Главная фишка этой модели — клавиатура на 61 чувствительную к касанию клавишу с подсветкой. Это и смотрится классно, и полезно для обучения и разучивания новых мелодий. В остальном — стандартный джентльменский набор: 400 тембров, полифония на 48 голосов, 100 стилей автоаккомпанемента, транспонирование, метроном, реверберация. Вход для педалей, микрофонный вход и выход на наушники. При цене в районе 18 500 рублей — прекрасный синтезатор.

Цена: ₽ 18 590

Рейтинг синтезаторов

В составлении рейтинга принимали участие эксперты, которые выставили оценки представленным номинантам. Также было проведено тестирование, позволяющее выявить плюсы и минусы музыкального оборудования. Для составления более полных, содержательных обзоров привлечены пользователи, мнение которых также учтено. За основу взяты следующие критерии:

  • Качество сборки;
  • Качество звука;
  • Количество клавиш;
  • Функционал;
  • Возможности настройки звучания;
  • Возможность подключения периферии;
  • Удобство использования;
  • Интерфейс;
  • Цена.

Детальное изучение этих характеристик позволило составить информативные описания на каждого представленного номинанта. Благодаря независимой экспертизе в ТОП попали только лучшие синтезаторы, которые представлены в магазинах в 2021 году.

Лучшие блютуз-колонки с Алиэкспресс

Лучшие MIDI-клавиатуры

M-Audio Axiom AIR Mini 32

MIDI-клавиатуры — устройства особого типа: синтезаторы, которые предназначены не для самостоятельного функционирования, а для работы в паре с ПК. Эта модель подключается к компьютеру через порт USB. 32 уменьшенные клавиши делают аппарат весьма компактным — он с лёгкостью поместится и на столе. Клавиатура невзвешенная, но чувствительная к касанию. Акустической системы нет, но для самостоятельной работы гаджет и не предназначен. Прекрасный гаджет для творчества стоимостью меньше 7000 рублей.

Цена: ₽ 6 930

Akai MPK Mini MKII

Ультракомпактная MIDI-клавиатура на 25 малоразмерных клавиш — всего 318 мм в длину и весом в 750 грамм. Несмотря на скромные размеры, для арпеджиатора, чувствительных к касанию клавиш и возможности подключения педалей место нашлось. Для подключения к ПК предназначен USB-порт. Удобный инструмент для организации домашней мини-студии. При довольно широких возможностях стоит не слишком много — около 12 000 рублей.

Цена: ₽ 11 790

Пишем электронную музыку. VSTi синтезаторы

Сейчас обычного компьютера вполне достаточно для создания качественной электронной музыки. Многие пробовали писать свою музыку, интересовались этой темой. Возникло желание поделиться своим опытом. Первая статья из серии будет на важнейшую тему — VSTi синтезаторы.
Что такое VSTi? Зачем нужны VSTi? Почему не хватит одних только семплов для создания качественной музыки?

Во-первых: такого семпла, который звучал так как хочешь, еще нужно найти. А это не так просто. Естественно существуют продакшен-библиотеки с готовыми мелодическими лупами, но в таком случае создание музыки подобно складыванию конструктора лего.

Во-вторых: семплу нельзя так же просто изменять звучание как звуку синтезатора.

В-треьих: при игре с семплом при помощью миди-клавиатуры стоит учитывать возможные артефакты, такие как алиасинг, разная длительность нот.

Семплы, конечно же, используються в ряде VSTi — семплерах и ромплерах, где например может быть засемплировано пианино или гитара. Что не возможно качественно создать одним синтезом. Но занимают много места и не имеют возможности полностью изменять звук как генерированые синты.

Как же можно создавать свое звучание?

Технология VST (Virtual Studio Technology) была создана немецкой компанией Steinberg в 1996 году. На данный момент VST де-факто является одним с самых популярных форматов аудио-плагинов (windows платформа). Формат является программно-зависимым, для работы плагина необходима DAW (Digital Audio Workstation) программа — хост — звуковой редактор или секвенсор.

VST плагины можно условно разделить на VST — эффекты и VSTi — инструменты. Первые предназначены для обработки звука (эквалайзеры, ревербраторы, компресоры и т.д.). VSTi (буква «i» обозначает instrument) предназначены для получения звука, о них в данной статье и пойдет речь. Для каждого из синтов я подготовил пример звучания

На сегодняшний день существуют тысячи VSTi синтезаторов, которые создаются как одиночками любителями, так и крупными компаниями. Например, Native Instrument или Arturia.

VSTi синтезаторы используют самые разные алгоритмы генерации звука: субтрактивный (вычитающий), аддитивный (суммирующий), FM — синтез, физическое моделирование и самый распространённый гибридный синтез — комбинация предыдущих трех. Также следует упомянуть синтезаторы, которые фактически не создают звук с нуля, а используют заранее записанные библиотеки звуков. Это — так называемые семплеры и ромплеры. Их звуковые библиотеки могут занимать десятки гигабайт на жестком диске.

Управление VST инструментом происходит в реальном времени с помощью внешнего midi контроллера или дорожки автоматизации в секвенсоре. Пользователь изменяя параметры синта изменяет параметры получаемого звука, такие как тембр, длительность и другие.

Существуют VSTi эмуляторы реально существующих «железных» синтезаторов, например таких легендарных аппаратов как Minimoog, Roland TB-303 или Yamaha CS-80. Проблема создания виртуальных клонов заключается в большой трудности повторить в точности аналоговую схему. Естественно нельзя говорить о полной идентичности их звучания. Но все же разработчикам порой удается достичь больших успехов в этой отрасли. Одной с самых известных компаний выпускающей такие программные копии является Arturia.

Об использовании виртуальных синтов в своих работах заявляли композитор Ханц Зиммер, рок-музыкант Трент Резнор, транс диджей и продюсер Армин Ван Бюрен и многие другие всемирно известные муз-деятели. В электронной музыке наблюдается тенденция того как VSTi вытесняет «железные» синтезаторы.

Естественно, существует очень большое количество виртуальных плагинов. Охватить хотя бы малую их часть крайне сложно. Самый известный зарубежный ресурс посвященный VST и VSTi – www.kvraudio.com. Также им посвящены некоторые специализированные издания, такие как Computer Music Magazine, Digital Music Magazine, Future Music. C рускоязычного сегмента можно отметить работы Романа и Юрия Петелиных — petelin.ru

Ниже представлен обзор 5 интересных на мой взгляд VSTi синтезаторов. К каждому плагину прилагаются аудио-дэмо выполненные вашим покорным слугой. В написании дэмо использовались только те синты, которые идут в обзорах, внешних обработок использовано не было.

Нужно напомнить, что запустить любой VSTi синт без программы-хоста невозможно. Для этого нужно воспользоваться любым музыкальным редактором: секвенсором с поддежкой VSTi, например Steinberg Cubase, Image Line FL Studio, Ableton Live, Cockos Reaper или другим. Для загрузки плагина выделяется отдельная дорожка на мультитреке и указывается папка с установленным синтом. Следует заранее устанавливать плагины в одну папку, обычно по умолчанию — это C:Program FilesVstplugins.

Sonic Charge Microtonic

Создан бывшим инженером Propellerhead Software Магнусом Лидстромом (Magnus Lidstrom). Интерфейс плагина попадает под все критерии того, что называют скандинавский дизайн — он аскетичен, но в то же время очень красив.

Microtonic представляет собой квазианалоговую драм-машину, то есть синтезатор для написания барабанных партий. Все звуки генерируются в реальном времени, а не являются семплами. В отличии от большинства программных драм-машин. Звук Microtonic достаточно специфичный, он не имеет ничего общего с живыми барабанами, впрочем, он достаточно интересен. Он получил большое признание у техно музыкантов из-за своей подчеркнутой синтетичности. По утверждению разработчика программы корнями Microtonic уходит в аналоговые драм-машины 70-х годов.

Здесь есть один осциллятор с тремя формами волны, генератор шума, несколько эффектов (модулятор, эквалайзер и дисторшн). Одновременно доступно 8 звуков, ритмичный рисунок каждого с которых пользователь «набивает» в пошаговый секвенсор в самом плагине. Синт имеет крайне низкую нагрузку на процессор.

Официальный сайт: soniccharge.com/microtonic Впрочем, даже не имея этого плагина можно оценить как он звучит. Для этого достаточно зайти на онлайн-сервис Patternarium на soniccharge.com/patternarium. Здесь находится флеш анимация, которая при помощи алгоритмов microtonic автоматически создает непрерывный ритмичный рисунок.

Также мой пример звучания: soundcloud.com/holygunner/microtonic-demo

Native Instruments Massive

Флагманский продукт компании Native Instrument заслужено является одним из самых популярных синтов в мире. Спектр его применения достаточно широк — это басы, лидирующие звуки, протяжные пады, секвенции и звуковые эффекты. За счет этого massive применим в широком диапазоне стилей. Впрочем, его изюминкой является создание басов.

По заявлениям разработчиков секрет звучания синта — высококачественный движок, позволяющий создавать весьма насыщенный звук.

Его интерфейс на первый взгляд кажется сложным. Тем не менее он интуитивно понятен. Состоит из 3-х вкладок, две с которых отвечают за навигацию пресетов — готовых настоек синта. Для работы с параметрами звука предназначена вкладка synth.

Основа синтеза — 3 осциллятора, содержащих большое количество аналоговых и цифровых форм. Также применим широкий спектр всевозможных фильтров и эффектов. Но главной особенностью Massive являются возможности его модуляции и синхронизации. Так, например, любой с параметров можно синхронизировать с любым другим параметром. Это обеспечивает очень широкие возможности звучания.

Плагин может достаточно сильно загружать процессор. На этот случай можно уменьшить параметры оверсемплинга — качества звука.

Официальный сайт: www.native-instruments.com/en/products/producer/massive

Пример звучания: soundcloud.com/holygunner/ni-massive-demo

QuikQuak Glass Viper

Малоизвестный, но очень интересный, на мой взгляд, синт. Особенностью Glass Viper является сам способ синтеза — пользователь может сам рисовать форму осциллятора, в отличии от большинства аддитивных синтов, где формы осцилляторов неизменяемые. Также каждый с четырех осцилляторов можно обрабатывать отдельно, изменяя параметры огибающих, фильтров и питча, которые как и осцилляторы доступны в графическом виде.

Все эти манипуляции происходят в одном окне, которое является одновременно и осциллоскопом. С эффектов доступны качественные хорус, ревербратор и дэлай. Звук Glass Viper очень насыщенный, он обладает своеобразным эффектом движения.

Официальный сайт: www.quikquak.com/Prod_GlassViper.html

Пример звучания: soundcloud.com/holygunner/glass-viper-demo

Korg MS-20 {или Plysix}

Выпущен фирмой Korg, которая известна своим музыкальным оборудованием. В частности аналоговыми синтезаторами.

Плагин является программным эмулятором старого аналогового синтезатора Korg MS-20, выпускавшегося серийно с 1978 по 1983 годы.

Данный синт входит в пакет Korg Legacy, который также включает в себя еще несколько эмуляторов железной продукции Korg.

Интерфейс с схема плагина детально повторяет конструкцию своего предка. Правда, в отличии от него плагин полифонический, в то время как оригинальный MS-20 был строго монофоническим.

Здесь есть два генератора: первый может производить треугольную, пилообразную, импульсную формы волны и белый шум; второй — пилообразную, прямоугольную, импульсную формы волны и кольцевую модуляцию. Очень качественные фильтры с огибающими дают тот самый корговский звук, известный по синти-попу 80-х и ранней электронике.

Интересной особенностью, наследием оригинала, является большая коммутационная панель с 35 разъемами (джеками). Их можно использовать для соединения различных частей синтезатора, что отменяет внутренние соединения. Таким образом, можно получать как простые звуки с помощью внутренних соединений, так и сложные, чаще встречающиеся в модульных системах.

Благодаря усилиям разработчиков синт имеет очень аналоговое звучания со слегка металлическим оттенком крайне приближенное к оригиналу. Он является одним с лучших виртуальных эмуляторов существующих синтезаторов. MS-20 продается в составе korg legacy collection.

Официальный сайт: www.korg.com/product.aspx?pd=443

Пример звучания: soundcloud.com/holygunner/korg-ms-20-demo

Lennar Digital Sylenth1

Очень популярный и высоко оцененный специализироваными изданиями виртуал-аналоговый синтезатор. Одним с основных его достоинств является крайне низкая нагрузка на процессор. Тем не менее, при этом он имеет очень качественный и насыщенный звук. Благодаря своему интерфейсу он крайне удобен в настройке. Основа — четыре осциллятора с восьмью формами волны с очень хорошим разрешением. Каждый с осцилляторов имеет 8-ми голосовую полифонию и унисон. В центре окна плагина размещены 8 эффектов: арпеджиратор, дисторшен, фазер, хорус, эквазайзер, дэлай, ревербратор и компрессор.

В комплекте к синту идет огромное количество пресетов. Подобно Massive он подходит для создания очень многих звуков. Конек Sylenth — полифонические лиды и пэды. Звучание Sylenth1 часто сравнивают с дорогим железным синтезатором Access Virus, популярным в электронной музыке.

Официальный сайт: www.lennardigital.com/modules/downloads

Пример звучания: soundcloud.com/holygunner/sylenth1-demo

Если тема заинтересует хабросообщество, то будет еще продолжение статей о синтах и о создании электронной музыки.

Часть моих работ + демки синтов можно услышать на soundcloud.com/holygunner Скачать демо одним архивом можно здесь www.sendspace.com/file/kjxn9s

Сравнительная таблица лучших синтезаторов

Название Основные характеристики Цена
Sonata SA-5401 54 уменьшенные клавиши, клавиатура лёгкая, невзвешенная, есть экран, режим обучения, автоаккомпанемент, 100 встроенных тонов. ₽ 1 347
CASIO SA-77 Невзвешенная клавиатура на 44 уменьшенных клавиши, 100 встроенных тембров, 10 обучающих мелодий, два встроенных динамика, выход на наушники. ₽ 6 000
Tesler KB-5410 Стандартные 100 встроенных тембров, полифония на 8 голосов, режим обучения с двумя тренировочными мелодиями, небольшой дисплей, микрофонный вход и линейный выход. ₽ 3 290
CASIO CTK-1500 Клавиатура на 61 полноразмерную, хотя и невзвешенную клавишу, полифонию на 32 голоса, 120 встроенных тембров, 70 стилей автоаккомпанемента и два 2-ваттных динамика. ₽ 7 990
CASIO CTK-2500 Клавиатура на 61 клавишу, но встроено 400 тембров, полифония на 48 голосов, 100 стилей автоаккомпанемента, функции транспонирования, реверберации и метронома, а также 60 обучающих мелодий. ₽ 11 000
YAMAHA YPT-260 400 встроенных тембров, 32-голосная полифония, 130 стилей автоаккомпанемента, транспонирование, метроном, реверберация, 112 мелодий для обучения, возможность записи. ₽ 11 490
YAMAHA PSR-S670 61 полувзвешенная полноразмерная клавиша, возможность подключения педалей, 30 ватт встроенного звука, 930 тембров и 409 эффектов, 230 стилей автоаккомпанемента. ₽ 40 200
CASIO LK-266 Клавиатура на 61 чувствительную к касанию клавишу с подсветкой, 400 тембров, полифония на 48 голосов, 100 стилей автоаккомпанемента, транспонирование, метроном, реверберация. ₽ 18 590
M-Audio Axiom AIR Mini 32 Подключается к компьютеру через порт USB, 32 уменьшенные клавиши, клавиатура невзвешенная, но чувствительная к касанию. ₽ 6 930
Akai MPK Mini MKII На 25 малоразмерных клавиш — всего 318 мм в длину и весом в 750 грамм, для подключения к ПК предназначен USB-порт. ₽ 11 790

FAQ

Как научиться играть на синтезаторе?Как и с любым другим музыкальным инструментом вам понадобятся желание, терпение и много свободного времени. Можете записаться в музыкальную студию, нанять репетитора или обратиться к помощи всемогущего интернета. Главное, не спешите, и всё у вас получится.

Как правильно выбрать синтезатор для начинающих?Начинающему подойдёт не слишком сложный инструмент с 61 клавишей. Лучше всего выбирать синтезатор с подсветкой клавиш, дисплеем и дополнительными обучающими программами.

Как подключить синтезатор к компьютеру? Современные синтезаторы обычно подключаются к ПК через стандартный USB-порт либо через порт MIDI. Здесь всё зависит от модели, поэтому о самой возможности подключения и о том, как это правильно сделать, лучше почитать в инструкции именно к вашему синтезатору.

Как выбрать синтезатор

Выбор синтезатора нужно начать с определения цели использования. Если не стоит цель извлечения необычных звуков, то можно подобрать пианино или фортепиано. Разница между синтом и пианино в типе звукоизвлечения: цифровой и механический.

Для обучения не рекомендуется брать слишком дорогую модель, но слишком экономить также не стоит.

Модели отличаются количеством клавиш. Чем больше клавиш, тем шире охватываемый диапазон звучания. Распространенное количество клавиш: 25, 29, 37, 44, 49, 61, 66, 76, 80, 88. Достоинство малого количества — портативность. Недостаток — ручное переключение и подбор диапазона. Выбрать следует самый комфортный вариант.

Сделать взвешенный выбор и провести наглядное сравнение лучше всего может помочь консультант в музыкальном магазине.

Источник: komvidpro.ru

getccleaner